Пигменты: их история и использование  

Лазурит

Латиняне позаимствовали персидское слово для обозначения голубого цвета. Из лазуриума оно стало азуриумом, затем - лазурью. Азурит в основном состоит из карбоната меди, который можно найти в различных частях света как компонент оксида медной руды. Часто он присутствует в месторождениях природного малахита (от которого очень немногим отличается) или зеленого карбоната меди, который более распространен в природе. Азурит - наиболее важный пигмент в европейской живописи средневековья и Ренессанса, в отличие от более экзотичного и дорогого ультрамарина. Для приготовления пигмента кусок азурита растирается в порошок и просеивается. Цвет зависит от формы и размеров частиц, т.е. от способа измельчения. Крупные частицы дают темный синий цвет, мелкие - более светлый. Но если минерал не растер достаточно хорошо, он содержит слишком много примесей, чтобы быть использован как пигмент. Средневековая система приготовления лазури включала в себя промывание порошка, чтобы удалить все частицы песка и глины. Промывать простой водой надо было долго, для ускорения процесса в нее добавляли мыло, смолу и щелок. Приготовленный таким образом лазурит получался очень мелким, слишком светлым, с зеленоватым оттенком, не всегда подходящим для живописи. Наилучший лазурный цвет получался из грубо размолотого минерала, не содержащего песка. Для связывания пигмента в масло добавляли клей. Пигмент наносили в несколько слоев, но результат получался великолепный. Каждая частица сияла как миниатюрный сапфир, особенно до покрытия картины лаком. Но из-за размеров частиц его трудно было использовать в мелких деталях.
В картине «Офицер и смеющаяся девушка» лазурит был обнаружен в районе тени от зеленой скатерти под слоем ультрамарина, смешанный с свинцовой желтой и следами свинцовых белил. Лазурит присутствует в светло серых тонах в картине «Спящая служанка». Также он был найден в смеси с свинцовой желтой в зеленых шторах «Улочки». Вермеер использовал лазурит в светло-серых тонах и в смеси с зеленым когда яркость ультрамарина была нежелательна. Как и другие художники его времени, Вермеер использовал лазурь как основу под более дорогой натуральный ультрамарин.

Кармин


Кармин - это натуральный краситель, получаемый из засушенных самок насекомых кошениль, которые обитают на кактусах в Мексике, Центральной и Южной Америке. Кармин обязательно смешивают с глиной, так как он слишком легкий, чтобы использовать в чистом виде. Впервые он попал в Европу после открытия Америки и был описан Матиоли в 1549 году. Кармин лучшего качества, известный как накарат кармин не ядовит, и дает великолепный цвет, особенно в рассеянном свете. Под прямым солнечным светом он полностью блекнет за 3 месяца. Из-за своей прозрачности этот пигмент идеально подходит для лессировки. В настоящее время рецепт производства этой краски утерян.Вермеер использовал эту краску как минимум в двух картинах - "Любовное письмо" и "Сводница". Возможно, в других работах кармина не обнаружили, потому что он просто выцвел.

Сажа газовая


В течение всей истории художники использовали сажу краску из-за простоты приготовления. Уголь очень хорошо поглощает свет, и на многих картинах он использовался для нанесения первоначального наброска. Название сажа газовая - общее для всех пигментов, получаемых сжиганием газа, нефти, дров, косточек абрикоса, сливы, вишни, миндаля и других органических материалов. В зависимости от сожженного материала цвет получается с более или менее выраженным коричневым оттенком. Сажа газовая использовалась Вермеером для изображения черной напольной плитки, часто встречающейся на его картинах. Так как этот пигмент имеет сильный коричневый оттенок, художник добавлял в него ультрамарин для передачи синеватого оттенка мрамора. Также Вермеер добавлял сажу газовую к ультрамарину для снижения интенсивности цвета в глубокой тени синей скатерти, также часто изображаемой на его полотнах. Кроме того, сажа газовая наиболее часто использовалась в изображении белых стен интерьеров. Художники его времени пользовались ею, часто в сочетании с умброй, для передачи тени на белых объектах. Как бы то ни было, стены у Вермеера имеют жемчужную прозрачность, которая не встречается у его современников Метсю и Хоха. В работах Вермеера не видны более или менее серые тени. Кажется, что это белая однородная стена, более или менее освещенная. Сажа газовая использовалась для передачи менее освещенных участков, под густым слоем свинцовых белил. В глубокой тени над сажей газовой доминировала умбра, так как серые тона давали более тусклую тень.

Индиго


Индиго использовали еще древние греки и римляне. Марко Поло в XIII веке первым описал изготовление индиго в Индии. Растение Индигофера тинктория растет в тропическом климате, активный ингредиент находится в листьях. Анилиновый синий имеет ту же химическую структуру и заменил индиго в 1870 году. Индиго не удерживается в масляной основе. Для приготовления пигмента свежие листья замачивают в чане и оставляют ферментироваться. Затем их прессуют для использования как акварель или высушивают и растирают в порошок для использования как масляную краску. Растворенный в масле он дает очень прозрачный цвет, очень подходящий для лессировки. Индиго имеет очень ясный цвет с выраженным желтым оттенком, но на прямом солнечном свету быстро бледнеет. Он широко использовался в производстве мануфактуры. Вермеер использовал индиго только в двух работах. Его можно видеть в смеси со смальтой в облачении Христа в картине «Христос в доме Марии и Марфы». Это единственный темно-синий цвет, в котором художник не использовал ультрамарин. Присутствует индиго и в смеси с темно зеленой лессировкой в фоне картины «Девушка с жемчужной сережкой». Сейчас этот цвет почти полностью потемнел. Первоначально это был мягкий, гладкий, прозрачный зеленый цвет, который придавал фону глубину и драгоценность эмали.

Жженая кость


Жженая кость получается от сжигания костей, рогов и т.д. в отсутствии воздуха. Она дает очень глубокий черный цвет, но не используется так широко, как сажа газовая. Кусочки кости (часто - слоновой) помещаются в сосуд, который ставится в очаг и накрывается. Под воздействием тепла кости обугливаются. В картинах Вермеера присутствие жженой кости обнаружено только в черных мраморных плитках пола «Урока музыки». Он также добавлял жженую кость в ультрамарин при изображении изразцов на той же картине.

Свинцовые белила


С античных времен до 19 века использовался этот теплый белый непрозрачный цвет, быстро высыхающий, который прекрасно смешивался с любым другим цветом. Название свинцовые белила подразумевает, что пигмент содержит углесвинцовую соль, и как бы не использовалась краска, чистота цвета зависит от чистоты исходного материала – свинца. Процесс очищения сразу же увеличивал стоимость пигмента. Свинцовые белила всегда оставались самой важной краской для живописцев. Это единственный пигмент, который используется в неизменном виде с античных времен до наших дней. В XIX веке появился оксид цинка, в XX-м диоксид титана почти полностью заменил свинцовые белила. В Германии и Нидерландах для производства свинцовых белил тонкие свинцовые листы, свернутые в спираль, помещали в глиняной, покрытый внутри глазурью, горшок, на дно которого наливалось немного уксусной кислоты. Горшки закрывали свинцовыми пластинами, помещали в несколько этажей один на другом и закапывали в курятнике, на конюшне или в отхожем месте. Выделяющееся при гниении углекислота совместно с уксусной кислотой обусловливает переход металлического свинца в о основную углекислую соль. Вскоре он покрывался белой пленкой. Этот налет счищался и измельчался. Краска очень токсичная и требовала обращения с осторожностью. Но без нее большинство других цветов были бы слишком темными. Только желтая окись свинца имеет самостоятельный светлый цвет. При изображении освещенных пятен, необходимых для передачи естественного освещения, белый должен осветлять остальные, более темные краски. Вермеер, как и большинство его современников, пользовался белилами для изображения белых стен в большом количестве его картин. Он также учитывал структуру пигмента, подчеркивая выразительность изображения. Свинцовые белила имеют неоднородную структуру, и неровность поверхности передают неровность оштукатуренных стен. Это не является дефектом картин. При изменении освещения гранулы белил создают эффект мерцания. Свинцовые белила темнеют от присутствия сероводорода в воздухе. Потемневшие от сероводорода белила, выставленные на солнечный цвет, мало-помалу опять светлеют, но не достигают прежней белизны.

Желтая окись свинца


Если ультрамарин в картинах Вермеера можно назвать королем цвета, то желтая окись свинца является его королевой. В разное время, разных странах эту краску называли по-разному. Название требует пояснения. Она состоит из хромосвинцовой соли, которая имеет желтый оттенок. Из-за высокого содержания свинца краска очень ядовита. Использовалась с XIII до XVIII веков. Желтая окись свинца имеет лимонный оттенок и очень светлая. Она очень непрозрачная. Этот пигмент широко использовался для окраски стекла в Вероне и Больньи в средневековье. В Европе он присутствует на многих фресках и панелях. Чаще всего в изображении драпировок, светлых частей неба, листьях вместе с зелеными и земляными пигментами. Желтая окись свинца – это основной пигмент, используемый Вермеером для изображения желтых драпировок, меховых накидок. В картине «Дама, пишущая письмо» он использовал две различные техники. Для изображения меха как основа была взята желтая более зернистая, использовалась более жесткая кисть. Для верхнего слоя и передачи светотени использовалась более тонкая кисть и более нежная краска. Кажется, что мех переливается. Вермеер использовал желтую окись свинца в комбинации с синими пигментами для получения нежно-зеленого цвета. В картине «Девушка читающая письмо» зеленая занавесь изображена смесью желтой и лазурита. Эта же комбинация повторяется в зеленых ставнях «Улочки». Мастерство колориста можно оценить по использованию желтой окиси свинца, которую очень сложно гармонизировать с цветом кожи. Наиболее любопытный пример использования желтой окиси свинца в зеленых тонах на рукаве «Дамы с весами». Кажется, что в этом осветлении нет никакой логики, но Вермеер повторил этот прием позже в картине «Девушка в красной шляпе». Исследователи техники живописи так объясняют этот эффект: «Подчеркнув более светлое пятно ярко желтым мазком, а не белым или светло голубым, синее платье стало более теплым без изменения насыщения синего тона».

Резедовая желтая


Пигмент получают из культивируемого в Нидерландах растения, близкого к садовой резеде. Это старейшее красящее растение в Европе. В основном пигмент получают из цветков. Он использовался при окраске шелка и шерсти. Краска растворима в масле, но к ней добавляют мел и квасцы для придания объема. Очень прозрачная, подходит для лессировки. Резедовая желтая имеет долгую историю как краска, растение до сих пор выращивается в коммерческих целях в Нормандии и используется для производства красителя для шелка. Ни одна искусственно созданная краска не способна ее заменить. Все растение, цветы, стебли, сушат, дробят, чтобы затем вымачивать в воде или растворе квасцов. В средние века в пигмент иногда добавляли яичную скорлупу. В смеси с свинцовыми белилами получается яркий теплый светло-желтый цвет.
Только в одной картине Вермеера, «Девушка с жемчужной сережкой», присутствует резедовая желтая. В 1994 году при реставрации было обнаружено, что весь задний фон предварительно прописан черной краской, а затем покрыт слоем индиго с резедовой желтой, которая дала глубокий зеленый цвет. Оба пигмента приспособлены для лессировки и очень прозрачны. Фон картины изначально был глянцевый, блестящий, просвечивающий зеленого цвета. Вермеер возможно хотел передать «совершенную иллюзию драгоценного эмалевого объекта. Похоже, что Вермеер пользовался резедовой желтой в других картинах. Возможно, утонченное изображение атласного платья сидящей госпожи в «Любовном письме» было покрыто лессировкой этой краской поверх однотонного нижнего слоя. Этот цвет имеет глубину и отличается от обычного лимонно-желтого (хромсвинец), которым изображен жакет той же модели.


Пигменты. Продолжение
Современники
Частная жизнь художника
На главную
Напишите мне


Hosted by uCoz