Современники  

Так что за человек был Вермеер?


О Вермеера осталось очень мало документальных свидетельств. Судя по последнему отзыву жены, можно сказать, что он очень ответственно относился к своим обязанностям главы семьи, если финансовый крах свел его в могилу. Некоторые исследователи считают, что спокойствие и порядок, изображенные его картинах, могли быть отражением психологического подавления, «негативного мужского самосознания» и «сексуального сдерживания». Хотя наличие 15 детей не вписываются в эту теорию. Все, что оставил нам Вермеер – это свои полотна. Однако судить о художнике по его картинам крайне сложно, как сложно представить характер Сальвадора Дали и Пикассо по их произведениям. До нас не дошло ни одного автопортрета, хотя как минимум одна такая картина существовала. Предположительно автопортретом считается изображение молодого человека с лютней в картине «Сводня». Удивительно, но исследователи смогли вычислить рост художника. Его интерьеры всегда тщательно выписаны, и, исходя из предположения, что художник всегда работал сидя, учитывая размеры изображенной плитки пола и расстояния до нее, они пришли к выводу, что рост Вермеера был 165-170 см. Но это все, что о нем известно.
Если великий голландец Рембрандт избрал для себя романскую концепцию художника, для которого известность имеет несомненную ценность, то Вермеер – его противоположность. Он – держащийся в тени, не демонстративный, тонко чувствующий человек, который сегодня мог бы быть компьютерным программным дизайнером. Если использовать музыкальную метафору, искусство Рембрандта – это цельный динамичный ряд, от охрипшего крика до тихого шепота, в отличие от Вермееровской «выразительной тишины». Рембрандт всегда присутствует в своих картинах, Вермеер кажется отчужденным или настолько глубоко спрятанным в своих работах, что не поддается расшифровке. С одной стороны, открытость Рембрандта в отношении своего изображения, с другой – молчаливость Вермеера. Если мы и знаем, как выглядел кто-либо из художников, то уж точно знаем, как выглядел Рембрандт. Взгляд Вермеера никогда не встречает наш. Загадка Рембрандта в смене его ролей, это загадка «публичная». Тайна Вермеера в его неизвестности, в его одновременном присутствии и лишенном индивидуальности проникновении. Во времена, когда неприкосновенность частной жизни практически невозможна, Вермеер представляет видимость идеальной мечты об известности без сопутствующего беспокойства. Что еще разделяет Вермеера и Рембрандта – это проблема авторства. По иронии, длительное и скрупулезное исследование работ Рембрандта возымело обратный эффект для его репутации – в настоящее время больше сомнений, чем уверенности в авторстве большинства его работ. Сомнений же в авторстве Вермеера практически нет. К тому же для широкой публики важны только живописные полотна, рисунки и гравюры интересуют только специалистов. В отличие от Рембрандта, наследие Вермеера не разбавлено работами на бумаге. Небольшой его объем – 35 известных картин – рекомендуют его как художника, не знавшего творческих неудач. Однородность работ кажется такой же загадочной. Эта однородность рассеивается при пристальном изучении, но общее впечатление от его картин гораздо сильнее, чем сумма образующих его частей. Хотя отдельные полотна широко известны, общность стиля и тематики создает впечатление гармонии, законченности, которое отсутствует у его современников. К тому же в работах Вермеера мало мифологических и религиозных сюжетов, не всегда понятных современному зрителю. Преобладают сцены семейной жизни, и в этом есть определенный идеологический аспект. Женщины видят, что из воспринимают всерьез, мужчины видят себя, окруженными женами и дочерьми, которые с уважением относятся к мужской роли хранителей. Даже Вермееровское щепетильное обращение к теме сладострастия благопристойно. Можно бесконечно теоретизировать, но, пользуясь словами Рональда Барнса, перед нами безнадежно мертвый автор, который живет в своих творениях и ускользает от нашего понимания.

Немного истории, политики и культуры


После долгих годов борьбы с испанским владычеством в 1609 году северные провинции Нидерландов получили независимость. Стремительный индустриальный рост и активная торговля быстро сделали Нидерланды одной из наиболее сильных и развитых стран в мире. В объединенных провинциях большинство населения проживало в экономически процветающих городах, где была распространена религиозная и социальная терпимость. Протестантизм, который требовал умения читать Библию каждого прихожанина, способствовал грамотности. Печаталось много книг, основывались учебные заведения. На фоне экономического благополучия развивались образование и культура. Доходы превышали ежедневные потребности и позволяли выделять средства в том числе и на украшение жилища. Возник спрос на картины, и, поскольку комнаты в домах были маленькие, картины тоже должны быть небольшими, а сюжеты – понятными. Голландцы рассматривали живопись в то время не как произведения искусства, а как предмет интерьера, как продукцию ремесленников. Впервые в истории западного искусства картины превратились в коммерческий продукт. Современники отмечали, что картинами были украшены даже дома крестьян. В Дельфте в то время работали около 1000 художников, но только один процент от созданного ими, сохранился до наших дней.

О неисповедимости путей искусства


Удивительно, как в одном месте вдруг возникает новое направление в живописи. Дельфт во времена Вермеера был небольшим городом, известным скорее своими пивоварнями, фарфором и гобеленами. Он уступал своим стремительно развивающимся соседям – Роттердаму и Амстердаму, но именно здесь образовался круг объединенных одним направление художников, который получил название «Дельфтская школа». Только некоторые из этих живописцев действительно родились Дельфте. Факт, что все они воздействовали на творчество друг друга, очевиден, и, поскольку не все картины Вермеера датированы, трудно сказать, испытывал ли он влияние других мастеров, или оказывал его сам. Можно только сказать, что Вермеер превзошел своих современников, приблизившись в своем творчестве к другим гениальным художникам Нидерландов- Рембрандту и Халсу. Делфт переживал период экономического благополучия, что способствовало меценатству, но именно патриархальный уклад повседневной жизни вдохновлял художника. Дома голландцев всегда были «фантастически чистыми», Дельфт был, по свидетельству современников, «не только самым чистым местом в Нидерландах, но, возможно, и во всем мире». Это ощущение чистоты и порядка стало одним из отличительных признаков дельфтской школы. К этой группе относят и Карла Фабрициуса, самого одаренного ученика Рембрандта. Он жил в Дельфе недолго, но его работы повлияли на творчество местных художников. Одной из немногих сохранившихся его картин (после безвременной кончины художника в результате взрыва порохового склада в Дельфте) является «Щегол». Вся прелесть полотна, к сожалению, теряется при репродукции. Совершенно залитые светом белые стены, которые окружают птицу, были новаторством в живописи. Голландские художники, в том числе Рембрандт и Халс, традиционно использовали темный фон для усиления драматического эффекта фигур переднего плана. Прозрачность и поэтическая красота этой картины Фабрициуса могли оказать непосредственное влияние на творчество Вермеера. Его «Дама в жемчужным ожерельем» проникнута тем же настроением. До 1650 года в Нидерландах популярны были жанровые изображения таверн, азартных игроков, беспорядочного домашнего быта и ссорящихся крестьян. Художники дельфтской школы отдавали предпочтение совершенно другому миру состоятельного респектабельного среднего класса. Персонажи их произведений - элегантно одетые дамы и кавалеры, полные достоинства и непринужденности. Они беседуют, музицируют, пишут письма. Написание писем стало особенно популярной темой среди художников страны, гордящейся своей образованностью. Кроме того, эпистолярный жанр был важной частью культуры, когда многие главы семейств проводили месяцы вдали от дома, занятые торговлей и путешествиями. Скрытые символические намеки с выраженным моральным подтекстом дали жанровой живописи новое направление. Художники исследуют различные психологические нюансы в своих произведениях, используют аллегории. На полотнах Вермеера и Мицу изображенные на заднем плане картины морского шторма намекают на превратности страстной любви, таким образом письмо, которое читает элегантно одетая дама, интерпретируется как любовное. Схожесть одежды персонажей, драматическое освещение слева и геометрическая правильность композиций позволяет сказать, что Вермеер и Мицу тщательно следили за творчеством друг друга. Обращение к любовным переживаниям в современном контексте была наиболее интересным новшеством дельфтской школы. Ранее любовь мужчины и женщины передавалась через изображение библейских или мифологических сюжетов, неминуемо имевших строгий моральный, этический или религиозный подтекст. Художники Дельфта, напротив, адресуются к превратностям любви современников. Мы видим пары за занятием музыкой, которая ассоциируется в любовью и страстью. Клавикорды, восточные ковры, черно-белая плитка на полу – интерьер, часто воспроизводимый живописцами этого периода, должен подчеркнуть благородство переживаемых чувств. Кроме Мицу, Вермеер, хоть и короткое время, общался с Геральдом Терборхом. Терборх был одним из первых художников, обратившихся к сценам повседневной жизни, выразительно демонстрируя малейшие нюансы переживаний персонажей. Его мастерство в изображении драпировок, особенно сатина, не имела себе равных и остается непревзойденной до сих пор.

Профессиональные тайны


Художники дельфтской школы свободно экспериментировали в различными живописными техниками. Странный искаженный «Вид Дельфта» Фабрициуса более похож на изображение на внутренней поверхности смотровой камеры, в которой 5 стенок покрыто росписью, и когда зритель смотрит в глазок в шестой грани камеры, создается иллюзия присутствия в пейзаже. Ни одной такой камеры, сделанной Фабрициусом, не сохранилось, хотя известно, что он расписал как минимум одну. В национальной галерее Лондона есть экземпляр подобной смотровой камеры в очень хорошем состоянии. Сам Вермеер широко пользовался камерой обскура, своеобразным прототипом современной фотокамеры, для исследования визуальных феноменов более детально. Его «Вид Дельфта» поражает естественностью, зритель чувствует себя скорее внутри изображенного пейзажа, чем перед картиной. Но как именно работал Вермеер, восстановить сложно. Все мы знаем о технике живописи XVII века, известно из немногочисленных руководств того времени. Они в основном касаются теоретических аспектов, а не практической стороны ежедневной рутины в мастерской. Хотя Вермеер постоянно экспериментировал с особыми техниками для достижения эффекта естественного освещения, он работал в рамках традиционного студийного метода европейской живописи, довольно сильно отличающегося от используемого сегодня. Современные художники пишут всю картину целиком. Они работают стоя, могут периодически отходить от картины, чтобы оценить ее целиком. Картина пишется сразу красками на белом холсте. В их распоряжении все необходимая палитра. Эксперимент и импровизация играют решающую роль. Умение рисовать стало необязательной составляющей мастерства, и в подробных технических инструкциях нет необходимости. Во времена Вермеера, напротив, существовали строгие правила работы художника. Процесс делился на несколько этапов. Причина такого деления была обусловлена техническими и экономическими основаниями. Необходимо помнить, что в XVII веке живопись была более сложной композиционно, большое внимание уделялось правильности перспективы, передаче естественного освещения, мелким деталям. Плотность холста и его состав имел большое значение. Грунтовал холст сам художник, и далеко не всегда грунтовка была привычного сегодня белого цвета. Набросок делался заранее, затем мастер работал на каждым участком полотна отдельно. Почти все изображения живописцев того времени представляют его сидящим перед картиной, держа в руках небольшую палитру. Разнообразие красок было ограничено, и их нужно было готовить ежедневно. Более того, некоторые пигменты не смешивались между собой, и ими приходилось пользоваться раздельно, нанося один слой поверх другого. Особое значение приобретала лессировка как конечный этап написания картины. Использование современных методик раскрыло многие секреты старых мастеров живописи, но не позволило понять тайну их гения. Большинство средневековых пигментов доступно и в наши дни. Долгие споры от используемом Рембрандтом связующем материале закончились, когда установили, что это была обыкновенное льняное масло. Очень редко он пользовался ореховым маслом, еще реже – добавлял в льняное масло яйцо. Но если палитра Рембрандта довольно разнообразна, Вермеер использовал не более 20 пигментов в своем творчестве. В то время каждая краска имела свой способ приготовления, использования, свое время высыхания. Некоторые пигменты были очень дорогими, некоторые – не могли наноситься одновременно. Более подробно об использовании красок можно узнать на специальной странице сайта.


Краски, которыми пользовался художник
На главную
Карл Фабрициус "Щегол"
Взрыв порохового склада в Дельфте
Напишите мне



Hosted by uCoz