Частная жизнь Вермеера  

О Вермеере сохранилось лишь несколько скудных архивных записей. Однако, используя поручительства нотариусов, долговые расписки, завещания и другие документы, исследователям удалось восстановить довольно полную картину жизни художника.

О родителях

Отец Вермеера, Янсон Рейнер, происходил из семьи портного. Родился он в 1591 году в Антверпене. В 20-и летнем возрасте Рейнер перебрался в Амстердам, дабы там научиться изготовлению особого сорта щелка ( так называемого «каффа»), из которого делали обивку мебели, одежду и драпировки. Через 4 года он женился на Дигне Балтнес (1595-1670). Отец Дигны, часовой мастер Балтазар Клас Герритс, оказался замешанным в сомнительных операциях: с 1619 года он и его сообщники с помощью приобретенной матрицы чеканили фальшивые монеты. Это афера приобрела такой размах, что ею были вынуждены заниматься Генеральные штаты и штатгальтер принц Мориц. Двоих сообщников Герритса приговорили к смертной казни и обезглавили. Герритсу удалось бежать и скрыться в Гааге, а затем в Горнихеме, где он, видимо, спокойно прожил оставшиеся годы. Его дочь с мужем переселились в Дельфт, где в 1620 году у них родилась дочь Гертрув. В 1625-29 годах семья сняла в аренду гостиницу «Летающая лиса». Янсон Рейнер изменил свое имя на соответствующее: рейнард означает «лиса» по-французски, по-английски – фокс, по-голландски – вос. Теперь он подписывает свои документы как Рейнер ван Вос. Занятие шелкоткачеством отец будущего художника не бросил; однако при вступлении в октябре 1621 года в гильдию Св, Луки, объединяющую художников, арт-дилеров и ремесленников Дельфта, своей официальной профессией он назвал торговлю произведениями искусства. Видимо, деятельность его была разнообразной.

Детство и юность

Дата рождения художника неизвестна. Сохранилась лишь запись о его крещении в Новой церкви 31 октября 1632 года. Рейнеру к этому времени исполнилось 41, Дигне – 37, сестре Гертрув – 12 лет. В 1641 году отец семилетнего Вермеера приобретает за 2700 гульденов гостиницу «Мехлен». Она существовала уже в 16 веке, располагалась на видном месте, в северной части рыночной площади Маркфедес, имела 7 каминов и представляла собой роскошно обставленный постоялый двор. Дома будущего художника окружали картины и ткани, которыми торговал его отец. Изображения драпировок, орнаменты ковров на полотнах Вермеера также, вероятно, навеяны детскими воспоминаниями. Клиентами Рейнера значились уважаемые и состоятельные дельфтские бюргеры. Документ 1640 года свидетельствует, что Рейнер был связан с такими художниками, как Балтасар ван дер Аст, известный в те времена живописец цветочных натюрмортов, Питер Стенвик и Питер Тренвеген. Благодаря им молодой Вермеер получил свои первые художественные впечатления. В 1647 году 15-летний Ян начинает обучение живописи. Нет достоверных данных о там, где и у кого он учился. Известно лишь, что 29 декабря 1653 года молодого человека приняли свободным мастером в дельфтскую гильдию Св. Луки, объединявшую живописцев всех жанров, стекольных мастеров, изготовителей фаянса, вышивальщиков и торговцев картинами, а до 1620 года – также ткачей шпалер и ковров. Согласно уставу, непременным условием приема было шестилетнее обучение у одного из живописцев, известных членам гильдии, и оплата в 6 гиней. Сыновья членов гильдии могли вносить только 3 гинеи. Вермеер же оплатил вступительный взнос полностью, хоть и в рассрочку, из-за стесненных финансовых обстоятельств. Возможно, он учился не у дельфтского художника, а уезжал и Амстердам или Утрехт. Есть предположение, что Ян брал уроки у Леонарта Бреймера (1594-1674), с которым семья Вермеера поддерживала близкие отношения. С 1619 года до возвращения в родной Дельфт Л.Бреймер 10 лет провел в Италии. Его необычный итальянский стиль настолько отличается от ранних работ Вермеера, что в любом случае старший художник не оказал сколь-нибудь значительного влияния на ученика. Существует альтернативная версия, по которой учителем Вермеера называли Карла Фабрициуса (1622-1654), одного из самых талантливых учеников Рембрандта. В 1650 году Фабрициус стал гражданином Дельфта, в 1652 году вступил в гильдию Св. Луки, а через 2 года погиб при взрыве дельфтского порохового склада, разрушившего большую часть города. В «Описании города Дельфта» Дирка ван Блейсвейка, вышедшего в 1667 году, Вермеера прославили в четверостишии Арнольда Бона как наследника Фабрициуса:
Так погас этот феникс Карл Фабрициус
К нашему несчастью, в рассвете своей славы он ушел из жизни
Но, по-счастью, из пепла должен был подняться
Вермеер, как мастер, идущий по его стезе.

Семья

Сохранилась запись от 5 апреля 1653 года, в которой 21-летний Ян Вермеер высказывает свое намерение взять в жены Катарину Болнес, дочь Вильяма Болнеса, преуспевающего владельца кирпичной фабрики в Гауде. Катарина происходила из хорошо известной, уважаемой и обеспеченной семьи. Ее мать, Мария Тинс, вначале противилась этому браку. Ей, жившей в полном достатке, вероятно казалось, что в связи с значительными долгами отца художника материальное положение ее дочери окажется непрочным. Собственная ее семейная жизнь сложилась неудачно, муж отличался буйным, неуживчивым характером, дело кончилось разводом в 1649 году. Возможно, Мария Тинс старалась уберечь свою младшую дочь от подобной судьбы. Определенную роль могли сыграть и различия в религиозных убеждениях: Вермееры были кальвинистами, а Катарина выросла в католической вере. Но, благодаря участию в деле того же Леонарта Брамера, - ревностного католика, Мария Тинс дала свое согласие. Молодые поженились через 2 недели, 20 апреля, в небольшой церкви в пригороде Дельфта. Первые годы Ян и Катарина жили в «Мехелене», но в 1660 году семья переехала в более просторный дом тещи на Ауде Лангендейк, в так называемый «квартал папистов». Ян постепенно отдалялся от своего прежнего круга, ведь его родители принадлежали к более низкому, ремесленному сословию. Нет указаний, что Вермеер обратился в католицизм, но известно, что своих детей он воспитывал в религии их матери. Брак художника, по крайней мере до возникновения серьезных финансовых проблем в последние годы его жизни, можно считать счастливым. Катарина родила 15 детей, четверо из которых умерли в младенчестве. Вопреки сложившийся традиции – называть первого ребенка в честь отца или матери мужа, первенца Вермеер назвал Марией, в честь тещи, еще одна дочь получила имя Элизабет, в честь сестры Марии Тинс, монахини в Ловейне, а сына назвали Игнатиусом, в честь главы иезуитского ордена Игнатиуса Лойолы. Миссия иезуитов находилась в том же «квартале папистов». Отношения Марии Тинс с зятем постепенно улучшились. Получив наследство своей сестры Корнелии в 1661 году, она стала владелицей земельных наделов, среди которых значились усадьбы близ Схонховена, сдаваемые в аренду. О богатстве Марии Тинс свидетельствует нотариально заверенный список ее домашнего имущества. Он включал огромный перечень мебели, платьев и утвари, а также дом в 11 комнат, подвал и амбар. Семья Вермеера жила в нижних комнатах, на верхнем этаже у художника была мастерская с двумя мольбертами и тремя палитрами. Тяжелый дубовый стол, появляющийся на многих картинах Вермеера, также стоял там, как и часто воспроизводимые им обитые кожей стулья. Во владении Марии Тинс имелась и небольшая коллекция картин, проступившая в полное распоряжение зятя. Вермеер использовал их как «ключи для понимания» для своих собственных творений. Среди них «Распятие» - его можно увидеть на задней стене «Аллегории веры», или «Сводня» Дирка ван Бабюрена. В качестве реквизита для своих произведений он также использовал костюмы жены, например, желтую, отделанную горностаем сатиновую кофту, и, главным образом, предметы домашнего обихода, служившими ему аксессуарами, изменявшимися от картины к картине в соответствии с целью, поставленной мастером. Тария Тинс состояла в отдаленном родстве в известным в то время утрехтским живописцем Абрахамом Бломером и на всем протяжении жизни Вермеера способствовала, пусть и косвенно, развитию его как художника.

Ранние работы

Став членом гильдии Св. Луки Вермеер, вероятно, старался представить доказательства своего таланта как «ученого живописца», способного достойно и надлежащим образом воплотить возвышенный сюжет в духе учения о «декоруме». В иерархической табели о рангах, которая была разработана устанавливавшей художественной вкусы Парижской академией, историческая живопись занимала самое высокое положение, она стояла выше портретной, пейзажной живописи и натюрморта. Этот жанр включал, с одной стороны, религиозные сюжеты, с другой стороны – античные истории и мифологические темы.
Поэтому первые известные произведения Вермеера так отличаются от более поздних жанровых картин. Он копирует «Св. Праксиду» Феличе Фичерелли, пишет большие полотна «Христос в доме Марии и Марфы», «Диана с спутницами». Заимствования, присутствующие в этих работах, показывают хорошее знакомство художника с работами современников. Еще две не дошедших до нас картины «Посещение могилы» и «Юпитер, Венера и Марс» были посвящены тем же темам. Но вскоре живопись Вермеера делает быстрый и решительный поворот. Возможно, его не устраивала роль иллюстратора заранее известных сюжетов и, решив рассказывать свои собственные истории в своих картинах, он обратился к изображению сцен из повседневной жизни, жанру, в котором уже успешно работали такие художники как Герард Терборх, Николас Мэйс и Питер де Хох. В «Сводне» еще присутствует ссылка на библейскую притчу о Блудном сыне, но действие разворачивается в современное художнику время. Еще дальше от исторической темы стоит написанная годом позже «Спящая девушка». В процессе ее создания художник вносит в изменения к композицию, которые лишают картину однозначной прямолинейности. Она уже полностью посвящена современности. Темы этих двух картин, «Сводня» и «Спящая девушка», будут основными в его творчестве.

Зрелость

Хотя талант Вермеера раскрылся в изображении библейских и мифологических сюжетов, истинным его призванием была способность передавать в изображении современников ощущение достоинства, сопоставимого с героями исторических полотен. Время исключительно благоприятствовало развитию именно жанровой живописи. После окончания испанского владычества экономика Нидерландов бурно развивалась, ремесленники и мелкая аристократия стремительно богатели, возник спрос на картины как часть интерьера, и наиболее востребованы стали именно картины с изображением жанровых сцен. Вермеера художественный бум коснулся скорее как арт-дилера. Он мало писал для художественного рынка: большей частью он создавал свои произведения для покровителей и меценатов, особо ценивших его искусство. Среди них – Хендрик ван Бейтен, булочник, владелец типографии Якоб Диссий и Питер ван Рьювен, который приобрел половину всех работ художника. Как ни странно, наличие покровителей сыграло не совсем положительную роль. Его картины ценились намного больше, чем произведения современников, но известность не выходила за пределы Дельфт. Французский дворянин Балтазар де Монкона, посетивший Дельфт в 1663 году, писал в своем дневнике: « В Дельфте я видел живописца Вермеера, который не имел ни одной своей работы, зато одну из них мне показали у местного булочника, заплатившего за нее 600 ливров, хотя она изображала всего одну фигуру, - ценою, на мой взгляд, не более шести пистолей» («пистоль» соответствовал тогда десяти гульденам). Питер ван Бекхоут, молодой и обеспеченный знаток живописи, дважды посещал Вермеера в 1669 году и видел «некоторые произведения, с самыми любопытными примерами перспективы». Финансовая независимость позволяла Вермееру следовать своему призванию и выбирать темы картин, следуя скорее своему желанию, чем требованиям рынка. Он пишет пейзажи «Улочка» и «Вид Дельфта», знаменитую «Молочницу», но основным сюжетом становится изображение женщины в интерьере. И если 25-летнего художника привлекают сцены банального соблазнения женщины вином, то став старше, Вермеер обращается к более утонченным любовным переживаниям, воплощенным в письмах и занятии музыкой. Также его интересует тема женского тщеславия и выбора между Пороком и Добродетелью. Две работы этого периода можно считать портретами, но обычно это - жанровые сцены, причем о отличие от работ современников, довольно лаконичные, в которых нет лишних деталей и стремления украсить картину, каждый изображенным предмет имеет значение. Он экспериментирует с камерой обскура, которая позволяет добиться эффекта естественного освещения. В это же время написаны картины «Мастерская художника (Аллегория живописи)» и «Аллегория веры», парные «Географ» и «Астороном». Нет данных о контактах Вермеера с другими художниками, но он дважды избирался деканом гильдии Св. Луки и, несомненно, был знаком с работами Питера Тербоха, Мааса и других. В своих полотнах мастерски повторяет и развивает их темы, используя такие находки, как черно-белая плитка пола и другие. Вообще же Вермеер жил довольно замкнуто, посвящая свое время творчеству и растущей семье, неизвестно, чтобы он близко общался с кем-либо за пределами относительно изолированного «квартала папистов», будучи вследствие своего брака с католичкой своего рода изгоем в протестантском городе. О том, что Вермеер пользовался славой знатока искусства и эксперта, свидетельствует считавшееся в то время почетным поручение определит подлинность коллекции полотен венецианских и римских художников, которые за 3000 гульденов продал Фридриху Вильгельму, великому курфюрсту Бранденбургскому, торговец картинами Герард Уленбург. Для этого Вермеер вместе с коллегой, художником Хансом Йордансом, уроженцем Дельфта, ездил в 1672 году в Гаагу. Мастер оценил произведения как «неуклюжие и плохо сделанные копии», отверг авторство Рафаэля и Микеланджело и заявил, что коллекция стоит десятую часть от назначенной Уленбургом цены.


Продолжение истории Вермеера
Напишите мне



Hosted by uCoz