|
Источники вдохновения
| |
Герард Терборх "Женщина, читающая письмо" 1660
|
Герард Терборх "Пишущая письмо" 1665
|
Габриель Метсю "Мужчина, пишущий письмо" 1662
|
Письма были важной частью жизни в Нидерландах. Голландцы путешествовали по всему миру, почта работала отлично, все умели читать и писать.
Терборх Герард (Terborch, Gerard) родился в Зволле (провинция Оверэйссел на севере Нидерландов) в 1617 в семье живописца. Судя по сохранившимся детским рисункам (1625–1626), его художественное дарование проявилось весьма рано. Свои первые шаги в искусстве он сделал под руководством своего отца, Герарда Терборха Старшего. Первые картины младшего Герарда, датированные 1625 г., бережно сохраненние отцом, дошли и до нашего времени. Это жанровые сцены, преимущественно ландшафты в окрестностях города Зволле. К 1632 г. относятся упоминания о пребывании Герарда Терборха в Амстердаме. В 1633 г. Герард Терборх отправился учиться в Харлем к пейзажисту Питеру де Молину. Двумя годами позже он получил должность мастера и соответственно право подписи собственных работ. Первая картина мастера Терборха датируется 1635 г. Летом того же года Терборх уезжает в Лондон к своему дяде, Роберту Ван Версту, успешному гравёру по меди. Здесь он знакомится с Антонисом Ван Дейком. Приблизительно в 1636 г. Терборх возвращается на некоторое время в Зволле. Откуда он ездит учиться в Италию и Испанию. В Мадриде он пишет портрет испанского короля Филиппа IV, который, к сожалению, не сохранился. С 1640 по 1645 гг. он проживает в Голландии, преимущественно в Амстердаме. В Амстердаме просыпается его интерес к жанровой живописи. Он становится популярным портретистом благодаря своей поездке в Мюнстер на мирные переговоры между Голландией и Испанией в 1646 г. по приглашению голландского посла Адриана Поу. В Мюнстере Тербох пишет портреты присутствовавших на переговорах дипломатов, чем привлекает внимание испанского посла графа Пеньеранда. Граф принимает Терборха на службу, и художник присутствует при заключении сепаратного мира между Голландией и Испанией 15 мая 1648 г. Это событие он запечатлел в своей известной картине «Заключение мира в Мюнстере», хранящейся в настоящее время в Национальной галерее в Лондоне. В том же году Герард Тербох возвращается в Голландию и работает в разных городах страны. Он живет поочерёдно в Амстердаме, Гааге, Харлеме, Кампене и Зволле. За короткое время он достиг настоящего мастерства в жанровой живописи и стал наиболее значительным представителем жанра.
Несмотря на длительное пребывание в заграничных поездках, Герард Терборх остался верным голландской школе живописи. В ранних работах отчётливо прослеживается влияние Питера Кодде и Виллема Дуйстера и чувствуется интерес художника к изображению человеческих фигур. Люди на картинах Терборха освещены обычно с одной стороны или находятся в скудно обставленных помещениях. Если вначале Терборх пишет в основном сцены из крестьянской жизни и солдат, то с 1648 г. он специализируется на интерьерных сценах с небольшим количеством человеческих фигур: галантных пар, дам за чтением, письмом и музицированием.
Герард Терборх по-новому решил задачу расположения фигур и стал примером для подражания молодых мастеров — Габриэля Метсю, Питера де Хоха и Яна Вермеера.
На портретные работы Герарда Терборха повлиял харлемский художник Хендрик Пот. Стиль Терборха сформировался к началу 1640-х годов и почти не менялся. Люди на портретах Герарда Терборха обычно одеты в чёрное и расположены на нейтрально сером фоне. Отдал дань «низкому» жанру, создав один из самых совершенных его образцов ("Семья точильщика", начало 1650-х годов, Картинная галерея Государственных музеев, Берлин), написал немало живописных сцен военного быта ("Солдаты, играющие в карты", ок. 1640, там же; "Заснувший солдат", 1650-е годы, музей Валльраф-Рихарц-Людвиг, Кёльн). После женитьбы 14 февраля 1654 г. на богатой патрицианке города Девентера, куда переселился Терборх, он получил возможность ближе познакомиться с жизнью светского общества. Не последнюю роль в выборе им этой новой для голландской жанровой живописи темы сыграло и пристрастие художника к изображению блестящих шелковых и атласных тканей. С годами, в русле общей «аристократизации» нидерландского искусства второй половины 17 в., обратился исключительно к «светским» жанрам, живописующим галантные нравы, модные наряды и интерьеры. Исключительное мастерство передачи фактур тканей (в особенности атласа) и бытовых предметов, тонкие колористические эффекты (решенные в мягком и переливчатом, «перламутровом» красочном регистре) придают этим картинам поэтическое обаяние, а остроумные эмблематические подтексты – таинственную двусмысленность. Так, композиция, которая долгие годы считалась благонравным "Отеческим внушением" (ок. 1655, Картинная галерея Государственных музеев, Берлин), оказалась, после историко-аналитической реконструкции исконного смысла, "Сценой у сводни".
К числу лучших произведений мастера принадлежат также "Концерт" (ок. 1672–1675, там же), "Туалет дамы" (ок. 1660, Институт искусств, Детройт); "Бокал лимонада" (ок. 1665)— один из шедевров голландской живописи XVII столетия. Что же изображает эта самая знаменитая картина мастера? «Анекдот ее самый обыденный,—отвечает Александр Бенуа.— Молодой даме, нехорошо себя чувствующей, поклонник ее готовит лимонад под участливым взором почтенной маменьки». Изображение действительно можно принять за галантную сцену в благородном семействе. В этом почти окончательно убеждаешься, когда узнаешь в героях ближайших родственников Терборха: в молодой даме — сестру художника, Гезину, в поклоннике — младшего брата, Мозеса. К узкому семейному кругу Терборхов принадлежит, по-видимому, и «почтенная маменька» — этот персонаж встречается, кроме того, и в рисунках Мозеса (младший брат Герарда, как и его сестра, были также художниками).
Не раз обнаруживал и большой талант портретиста (Автопортрет, ок. 1665-1670, Маурицхейс, Гаага). В своих портретных работах художник также опирался на достижения Халса, Веласкеса и ваи Дейка, но и в портрете трудно назвать более голландского по духу живописца, чем Терборх. Он стал создателем широко распространившегося в Голландии типа небольшого однофигурного портрета в полный рост или поколенного, выполненного в миниатюрной технике.
Умер Терборх в Девентере 8 декабря 1681.
Назад
|