|
Женщина с весами | |
1662-1664 г., холст, масло, 42,5 х 38 см, Национальная галерея искусств, Вашингтон
|
Эта небольшая картина – одна из лучших, созданных Вермеером. Даты, как и подписи на ней нет, но считается, что она была написана в 1663-1664 годах, немного позже «Молодой женщины с кувшином воды», «Женщины с лютней» и «Женщины в голубом, читающей письмо». В композиции много общего с работой «Женщина с жемчужным ожерельем» - тот же стол, на котором лежит синяя ткань, окно слева с желтым занавесом (только в этот раз нижние ставни закрыты). На стене у окна - то же зеркало в раме из черного дерева. Жемчужное ожерелье лежит на столе. Свет, проникающий из-за полузакрытой шторы, играет ключевую роль во всей композиции. Он делит пространство по диагонали на два треугольника. Верхняя, освещенная часть – оштукатуренная стена с гвоздем и выщербиной, часть стола с украшениями, лицо женщины в белом чепце, белый мех на кофте, руки, складки юбки и белые плитки пола. Для художника, работавшего в мастерской, освещенность играла решающую роль. Крайне желательно было, чтобы окна мастерской выходили на север. В таком случае освещение было равномерным в течение всего дня. Так же большинство художников предпочитали, чтобы свет падал слева – тень от руки в этом случае не падала на холст. Вермеер изобразил молодую женщину, стоящую у края стола. Она смотрит на чашки весов, которые держит в правой руке, левой опираясь на столешницу. На женщине желтое платье с красной тесьмой, тоже самое, что и в «Даме и служанке», и элегантный синий жакет. Такие жакеты были распространенным предметом туалета в 50-х годах XVII века. Зимы в Нидерландах довольно холодные, и их одевали дома, когда все отопление составляли только камин в жилой комнате и очаг на кухне. Свободный крой жакета был очень удобным и не сковывал движения. Часто он имел меховую подкладку или только опушку, подразумевалось, что это – горностай, но чаще мех был дешевым, белки или даже кошки. Тот же жакет можно увидеть на картинах «Концерт» и «Девушка с флейтой». Голландский эксперт по историческим костюмам Марике де Винкель пишет, что подобные жакеты носили до начала 18 века, и их часто можно увидеть на картинах художников. Одевали их обычно утром, дома, когда не ждали гостей. Летом опушку можно было отстегнуть. В Амстердаме их называли жакетами, а в Дельфте - мантильями. На голове у женщины чепец, который носили дома, оберегая прическу, обычно – льняной или с добавлением хлопка. Его же можно увидеть на картине «Женщина у окна с кувшином воды». Стол, на который опирается женщина, значился в описи имущества Марии Тинс, тещи художника. Массивная столешница из дуба, часто украшенная черным деревом и слоновой костью, могла раскладываться, резные массивные ножки имели утолщения. Из-за грушевидного утолщения ножек такой тип мебели получил название "балпут". Один из подобных столов находится в Рейсхмузее, размеры его - 78,5х125х84 см. Такой же стол изображен на картине Корелиуса ван Мана "Взвешивающий золото". Темно-синяя скатерть до реставрации казалось зеленой из-за изменения цвета лака. Для нее Вермеер использовал ультрамарин и угольную черную краски. Складки скатерти смягчают строгую геометрию композиции. Эта же скатерть лежит на столе и в "Женщине с жемчужным ожерельем". На столе стоят три шкатулки – одна – от весов, шкатулка побольше – для денег, одна серебряная и три золотых монеты лежат на столе, и самая большая шкатулка открыта. Эту шкатулку можно увидеть довольно часто на картинах Вермеера, в частности, она стоит на столе в "Женщине с кувшином воды". Скорее всего, она также принадлежала теще или жене художника. Здесь эта шкатулка обита внутри красным бархатом, из нее свешиваются жемчужное ожерелье и массивная золотая цепь. Нитка жемчуга с желтыми завязками лежит и на столе. Все вместе – жемчуг, деньги, золото – олицетворяют достаток и тщеславие, суетные радости жизни. Весы в руке женщины - смысловой, геометрический центр композиции. Почти в этой же точке находится центр схода перспективы. Подобные весы были почти в каждом доме в Нидерландах. Довольно долго каждая из Объединенных Провинций имела не только свою монету, но и свои меры веса. Только взвесив монету, можно было сказать, сколько же она стоит на самом деле - торговцы часто "обкусывали" края монеты, чтобы сэкономить. Весы часто ассоциировались с Совестью, как и пылающее сердце. На стене – большая картина с изображением Страшного суда. Так называемая "картина в картине" - прием, довольно часто используемый Вермеером. Здесь "Страшный суд" несет главную смысловую нагрузку. Картина эта могла принадлежать Марии Тинс (в описи имущества которой упоминается такая картина), могла принадлежать самому Вермееру.Автор ее неизвестен, возможно, это был Якоб де Бакер. Он специализировался на подобных изображениях, одна из его картин сохранилась в художественном музее Антверпена. Слева – окно, закрытое желтым занавесом, таким же, как и на картине «Женшина с жемчужным ожерельем»,но более теплого тона, и зеркало в раме из черного дерева. Зеркало появляется только 4 раза в картинах Вермеера, и здесь оно висит на том же месте, что и в «Женщине с жемчужным ожерельем». Иконография зеркал в западной живописи довольно противоречива, часто их ассоциируют с тщеславием и гордостью. Но атмосфера безмятежности картины позволяет более позитивное толкование. Согласно "Иконологии" Рипы (с работами которого Вермеер без сомнения, был знаком, используя их в своих картинах), зеркало - атрибут Благоразумия, поскольку правдиво отражает действительность.Большинство исследователей склоняется к тому, что здесь зеркало означает самопознание и отражение правды. Все эти детали важны для понимания основной идеи картины. Чаши весов в руках женщины пусты. То, что долго принимали за золото, на самом деле - блики света на чашках весов. Женщина не взвешивает ни жемчуг и золото, ни собственные поступки в ожидании Страшного суда. Она устанавливает равновесие между радостями жизни и требованиями церкви. И зеркало отражает эту правду. Хотя не все так однозначно. В течение долгого времени картина носила другое название - "Женщина, взвешивающая жемчуг" или "Женщина, взвешивающая золото", по аналогии с картиной Хоха. До 1938 года, когда Герберт Рудольф наконец рассмотрел, что чаши весов пусты, считалось, что вместе с золотом (или жемчугом) взвешиваются и грехи. Норберт Шнейдер пишет, что "взвешивание жемчуга комментирует картину "Страшного суда" на стене: перед лицом Христа-Судии и взвешивания душ - пустой, тщеславной и ничтожной предстает сосредоточенность на земных ценностях". Крайностью представляется и другое мнение - Вермеер изобразил Деву Марию, которая взвешивает поступки человека, выступая защитницей перед лицом Сына. Сравнение с Девой Марией основано на двух фактах. Первое - довольно специфическое освещение. Подобное освещение, когда свет падает только на фигуру, характерно скорее для религиозных сюжетов. Кроме того, исследователи никак не сойдутся во мнении по поводу фигуры женщины. На первый взгляд изображенная женщина находится на последнем месяце беременности. О том же говорит и ее поза - она опирается рукой на край стола, чтобы снять напряжение с поясницы. Однако изображение женщин в такие периоды жизни крайне нехарактерны для того времени. Марике де Винкель, историк костюма, считает, что многослойные юбки, часто для тепла подбитые толстой тканью, могли создавать ложное впечатление о беременности.
Считалось, что для картины позировала жена Вермеера, Катарина. Она же была моделью для других его полотен: «Девушка с письмом у открытого окна» и «Дама в голубом, читающая письмо». У нее правильные красивые черты лица, большие глаза, прямой нос. Во время создания картины Катарине, которая была на год старше своего мужа, было 32, что соответствует возрасту изображенной женщины. И опять обращаясь к вопросу о беременности. Катарина, потерявшая в 1660 году, три года спустя(что совпадает с датировкой картины) родила сына.
Композиция картины необыкновенно удачна. Сочетание строгих вертикальных и горизонтальный поверхностей смягчено складками тканей, центр картины – рука женщины – является не только геометрическим, но и логическим центром. Направление диагоналей – рамы картины и плиток пола – тоже сходятся в этом месте. В этом же месте находится и точка схода перспективы. Несмотря на такую строгую геометрию, композиция выглядит очень естественно. Вертикальные полосы освещенной рамы продолжены складками юбки. Слева они уравновешиваются светлой полосой зеркала и складками желтого же занавеса. Цветовое решение также гармонично - большие участки синего (жакет, синяя ткань на столе) уравновешены желтыми занавесом и юбкой. Белый чепец продолжен белой отделкой жакета. Расположение предметов подчинено смысловому содержанию и отражает настроение, но совершенно естественно по своей природе. Сочетание света и объемов предметов создает сбалансированную, но динамичную композицию.
Интересен тот факт, что эта картина - единственная, из всего наследия Вермеера, все владельцы которой известны. Сразу же после завершения ее купил Питер Клаус ван Рюйвен, который к момету своей смерти в 1674 году владел 20-ю картинами Вермеера. Все они перешли к его вдове, Марии де Кнюйт. Она пережила мужа на 5 лет, и в 1681 году собрание картин переходит в дочери ван Рюйвена, Магдалене. Но судьба отвернулась от ван Рюйвенов - Магдалена через год тоже умирает. Картины, вместе с остальным имуществом переходят к зятю ван Рюйвена, Якобу Абрамзону Дисиусу. После его смерти в 1695 году картины продаются с аукциона. Именно тогда большинство произведений Вермеера впервые получают названия - скорее это краткие описания. Эта работа значится как "Молодая женщина, которая взвешивает золото, в коробке, Я. ван дер Меера, необыкновенно искусно и живо написанная". Продана она была за 155 гиней - только "Молочница" стоила больше. Купил обе эти картины Исаак Рулеу, торговец-меннонит, художник. Через пять лет он обанкротился и вынужден был вновь выставить картину на торги. Картину приобрел торговец из Амстердама Паоло ван Ушелен, коллекционер живописи. После его смерти в 1702 году имущество было поделено между его двумя сыновьями - Питерем и Паоло-младшим и зятем. Картина досталась Паоло-младшему, у которого она и находилась до 1754 года. В 1767 году дочь Паоло, Анна Гертруда ван Ушелен, умирает, не оставив наследников и картину высталяют на торги. Новый владелец - амстердамский торговец и меценат Николас Ньюхофф. До 1801 года картина находилась в Нидерландах. Следующим ее владельцем стал король Баварии Максимилан I, который приобрел ее для своего замка в Нимфенбурге. Правда, он считал, что купил картину Метсю. В 1826 году картина опять меняет владельца. Уже как работу Вермееру ее покупает посол Франции в Вене герцог Караман, но уже через 4 года он продает картину. Покупатель - Казимир Пьер Перье, который через 2 года умирает, и его имущество распродается на 2 аукционах. Картиной так дорожили, что ее выкупает сын, Казимир Перье-младший. Именно у него это произведение увидел "отрыватель" Вермеера Торе-Бюргер. До 1911 года картина остается в семье Перье. Затем ее покупает американский коллекционер Питер А.Б. Вайденер. В 1915 году она переходит по наследству его сыну, Джозефу, который в 1942 году передал свою коллекцию Национальной галерее в Вашингтоне, США. Картина написана на тонком льняном полотне, которое было дополнительно проклеено. Грунтовка светло-коричневого цвета, мел с цинковыми белилами, черными и земляными пигментами. Почти вся картина была написана за один прием, на углах холста красочный слой тонкий. Подрамник оригинальный. В некоторых местах видна подмалевка. Серо-зеленая в тени, красно-коричневая - в складках голубого жакета. При обследовании было обнаружено, что Вермеер внес только одно изменение - увеличил весы.
Назад
Картины современников
Таинственная "коробка"
Предыдущая картина
Следующая картина |