|
Сводница | |
|
Всего несколько картин Вермеера так же откровенны, как это замечательное изображение продажной любви. Сюжетом, живыми жестами и выражением лиц персонажей оно отличается от более ранних исторических картин. Сцены подобного рода относились к низшему разряду голландской жанровой живописи, хотя и очень ценились. Большой интерес к теме корыстной любви на фоне становившейся все более строгой общественной морали вызывался желанием компенсировать подавляемые представления и желания. Этот сюжет по сути своей относится к разгульной жизни блудного сына из притчи Евангелия от Луки, проматывающего свое наследство, развлекающегося в притонах в блудницами. Мотив публичного дома казался весьма привлекательным, он быстро обособился в самостоятельный вид изображения. Это давало возможность, согласно воззрению гуманистов, выразить предостережение: как легко можно «промотаться» в таких увеселительных заведениях. Предостерегали также от пьянства, поскольку оно снижало бдительность, и, не в последнюю очередь, указывали на то, что в конце концов мота и пьяницу ждала бедность. Как и в большинстве голландских жанровых картин, которые не были лишь воспроизведением реальности, всегда в скрытом смысле содержали призывы к соблюдению моральных норм и ценностей, у Вермеера речь шла о проблеме контроля над чувственностью. Мотив алкогольного опьянения, точнее, наслаждения вином, является центральной в композиции. На покрытом ковром столе, расположенном параллельно плоскости картины, и подобно барьеру отделяющим зрителя от действующих лиц, стоит кувшин с вином. Молодая женщина в лимонно-желтой кофте держит в левой руке бокал. Другой бокал – у одетого в темную бургундскую одежду гуляку с лютней (считается, что под видом Блудного сына Вермеер изобразил себя). Девушка, щеки которой раскраснелись от выпитого вина, протягивает руку, дабы принять плату за свои услуги от кавалера в шляпе с пером в киноварно-красной куртке. Но сцена происходит не в борделе. На это указывают коклюшки, брошенные на ковер слева. Эта деталь позволяет сделать вывод, что действие разворачивается в обычном доме. В таком случае речь идет об адюльтере, которому способствует одетая в черное старуха, сводня. Считается, что на написание этой картины повлияло полотно «Сводня» Дирка ван Бабюрена, которое было в коллекции Марии Тинс. На картине Вермеера изображены 4 фигуры в вертикальном формате, у Бабюрена – три, в горизонтальном, но обе картины близки традициями караваджизма. Почти точное подражание Бабюрену – жест, которым солдат передает девушке монету. Вермеер воспроизводил «Сводню» Бабюрена еще в 2-х своих работах. Но, в отличии от многих других произведениях, посвященной данной теме, например, полотна «Солдат и куртизанка» Франса ван Мириса, сдобренного красочными деталями и характерными намеками (совокупляющиеся собаки), картина Вермеера, представляющая сцену с близкой точки зрения, задумана более сдержано и семантически более открыто. В «Своднице» Вермеера доминируют два ярких цветовых пятна – красный камзол солдата и желтая кофта девушки, они ясно различимы в свете свечи. Подобное освещение больше не повторится в его картинах. Влияние светотеней Рембрандта, даже переданное через амстердамскую школу, кажется вполне ощутимым. Его концепция использования насыщенных цветов на большой поверхности могла быть передана Вермеере через учеников великого голландца Николаса Майса или Якоба ван Вельсена, жившего до самой своей смерти в 1656 году в одном квартале с семье Вермеера.
Художник еще не достиг мастерства, композиция распадается на части, фигура слева кажется изолированной, освещение – неровным, стол, на котором стоит кувшин, странно переходит в балюстраду, на которую наброшен ковер. 24-летний художник начал экспериментировать с новым направлением, в котором ему еще предстоит совершенствоваться.
К картинам
"Сводня" Дирка Бабюрена
Рембрандт и Евангелие от Луки
Следующая картина
Предыдущая картина
На главную страницу
|