Христос в доме Марии и Марфы 

Вермеер "Христос в доме Марии и Марфы"
160 x 142 см, холст, масло, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

Это первая картина 22-летнего Вермеера, и те, кто знаком с его произведениям по более поздним жанровым произведениям, воспринимают ее с удивлением. Довольно большое полотно, что уже не характерно для художника, на библейский сюжет, действие которого помещено в довольно темный интерьер, не согласуется с общепринятой концепцией его творчества. Если бы не довольно отчетливая подпись автора на ножке скамейки в нижнем левом углу картины, ее едва ли можно было приписать Вермееру.
В Евангелии от Луки повествуется о том, как Христос пришел в одно селение, где женщина по имени Марфа приняла его в свой дом. В то время как Марфа заботилась об угощении, Мария слушала Слово Господне. Когда Марфа обратилась к Христу с просьбой сказать, чтобы сестра помогла ей, он ответил: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее». Этот сюжет пользовался большой любовью нидерландских мастеров еще в XVI веке. Текст давал возможность показать излюбленное гуманистами противопоставление «жизни деятельной» и «жизни созерцательной». Предпочтение последней описано в «Духовных исканиях» Игнациуса Лойолы. Питер Эртсен написал картину на эту же тему, поместив героев в кухне бюргерского дома. Построенная по пирамидальному принципу, картина Вермеера сравнительно проста. В скромном, с деревянными стенами помещении на низкой скамеечке у ног Христа сидит Мария. Христос опустился в кресло с резными подлокотниками, голова его окружена слабым сиянием. Марфе, которая принесла корзинку с хлебом, он указывает на Марию рукой, говоря, что она избрала благую часть. В знак смирения Мария сняла обувь. Ее жест и, соответственно, поза – подпертая рукой голова – следуют иконографическому типу Меланхолии, трактованной здесь как раздумье, погружение в себя и духовное созерцание.
Вермеер наноси краски пастозно, широкой кистью. Это особенно хорошо видно на сгибах тяжелых складок. Он предпочитает сильные, интенсивные цветовые сочетания. Так ослепительно белая скатерть контрастирует с темно-синей одеждой Христа и киноварно-красной блузой Марии. Он тщательно прописывает драпировки, но некоторые части картины – как корзина с хлебом в руках Марфы – едва намечена. Восточный ковер, которым покрыт стол, позже появится в картине «Спящая девушка». Работая над картиной, Вермеер внес изменения в первоначальную композицию – переписал профиль Христа, левую руку Марии и правый рукав ее платья.

Картины
Работы современников
Следующая картина
На главную страницу



Hosted by uCoz