Диана с нимфами 

Вермеер "Диана с нимфами"
1655-1656 г., холст, масло, 98,5х105 см, Маурицхейс, Гаага

На этой навеянной мифологическим сюжетом картине изображена Диана, богиня охоты и олицетворение целомудрия, сидящая на опушке темного леса. Освещенная мягким вечерним светом, она задумчиво вглядывается вдаль.
Овидий в «Метаморфозах» так описывает этот эпизод. Нимфы отдыхают в роще у ручья, они помогаю раздеться Диане, омывают ее ноги. Внезапно Актеон, охотившийся в лесу с собаками, обнаруживает божественную группу. Диана пытается укрыться от его взгляда за спинами нимф, затем с проклятьем брызгает водой на Актеона. Свой волшебной силой она превращает его в оленя. Несчастный юноша был разорван собственными собаками. Мораль Овидия: вуайеризм наказуем.
Тициан обращался к этой теме, но для него главным было изображение обнаженного тела. Он предлагал зрителю взглянуть на ситуацию глазами Актеона. В противоположность чувственно-эротической трактовке темы в Тициана, картина Вермеера, почти лишенная действия, кажется целомудренной. Тенденция «прикрыть» наготу, воспринимающуюся откровенно шокирующей, проявилась уже в 1648 году в работе другого голландца, амстердамского живописца Якоба ван Лоо. Возможно, именно это творение стало примером для Вермеера. Если прочесть Овидия, то можно увидеть, что источником вдохновения для художника стали именно "Метаморфозы". Диана и две ее спутницы сидят на камне, отдыхая после охоты. Позади них стоит нимфа, одетая в темное платье, она благоговейно смотрит на ритуал омовения ног богини. Мотив омовения ставит Диану в типологическую связь с Христом, и картина почти приобретает религиозный смысл. Сгущаются сумерки и царит тягостное, меланхолическое настроение. Темноту можно связать с тем, что Диану отожествляли с Селеной, богиней Луны, отсюда ее атрибут – лунный серп. На фоне более светлой скалы изображен чертополох. Это колючее растение традиционно символизирует мужское начало и предполагает скорое появление Актеона. Формальное его отсутствие способствует созданию мистической ауры.
Ранний холст Вермеера еще полон недостатков, что особенно проявляется в передаче общения персонажей, движения их тел. Исследователи считают, что в картине присутствует «отчетливый дух Рембрандта», возможно, это было влиянием другого художника, Карела Фабрициуса, погибшего в Дельфте в год создания картины. Как бы то ни было, изображение омовения ног Диане аналогично написанной почти одновременно картиной Рембрандта "Батшиба".

К картинам
Следующая картина
Предыдущая картина
Картины современников - ван Лоо и Рембрандт
Тициан и Овидий
На главную страницу



Hosted by uCoz