|
Аллегория веры | |
Вермеер "Аллегория веры" 1671-1674, холст, масло, 114 х 89 см, Метрополитен Нью-Йорк
|
Эта картина Вермеера не популярна у ценителей его творчества, хотя для внимательного наблюдателя она таит немало сюрпризов.
После ранних работ «Христос в доме Марии и Марфы» и «Святая Праксида», «Аллегория веры» – единственное полотно, имеющее религиозный сюжет. Исследователи считают, что картина является подтверждением факта, что Вермеер был католиком. Немало чернил пролито на бумагу в спорах по поводу обращения художника в католицизм, но это – тема отдельного обсуждения. «Аллегория веры» - картина одновременно религиозная и жанровая. Изображен интерьер комнаты, точнее – так называемой «тайной» католической церкви в жилом доме. После того, как когда Вильям Молчаливый провозгласил свободу вероисповедания в Нидерландах, католики и протестанты по-настоящему мирно прожили всего несколько месяцев в 1572-73 годах. Восстание против испанцев повлекло за собой борьбу против «папистского идолопоклонства». Католики становились людьми второго сорта, не могли участвовать в управлении городом, хотя открыто их никто не преследовал. В Дельфте почти треть населения была католической. Другие две трети делились приблизительно поровну – протестанты - кальвинисты и люди, не причислявшие себя к какой-либо конфессии. К последним, скорее всего, и принадлежали родители Вермеера. Толерантность имеет свои пределы, но все же в Нидерландах положение католиков была намного лучше, чем религиозных меньшинств в других странах Европы. Открыто служить мессу они не могли, поэтому и организовывали так называемые «тайные» церкви в частных домах. В 1650 году в Дельфте существовало 3 таких «тайных» церкви. Католическое меньшинство, обычно хорошо обеспеченное, селилось компактно. Вермеер жил в одном из таких «папистских анклавов», состоявшем только из 15 домов. Рядом находилась одна из «тайных» церквей, а с 1612 года - и здание ордена иезуитов.
На картине за приоткрытым занавесом изображен интерьер «тайной» католической церкви. Гобеленовый занавес важен не только как элемент композиции. Своей яркостью и многоцветием он уравновешивает левую, более темную, сторону картины. Поскольку церковь была «тайная», скрытая, гобелен - это ширма, за которой разворачивается действие. Этот же гобелен изображен на другой картине Вермеера – «Аллегория живописи». Примечательно, что обе картины – аллегории, изображающее некое таинство. Пожалуй, ни один гобелен у Вермеера не выписан так тщательно. В верхней части изображен человек в синем камзоле и красной шапке, ведущий под уздцы лошадь (или верблюда, что более соответствует Ветхому Завету), по краю гобелена – узор из лилий и фруктов (предполагается, что это апельсины). Большое количество оранжевых элементов исследователи объясняют приверженностью голландцев к оранжевому, цвету династии принцев Оранских а лилия и апельсин украшали герб семьи Шалон, главного штатгальтера графства Бургундии. Множество светлых точек, рассыпанных по ткани, отображают грубую структуру полотна. Этот прием позволяет предположить, что Вермеер пользовался камерой - обскурой. Производством таких тканей прославился фламандский город Оуденаарде. Все гобелены ткались вручную, на горизонтальном станке, в отличии от французского вертикального ткацкого станка. Несколько ткачей в ходе работы видели только свою часть полотна. Только когда работа была закончена, можно было оценить результат. За день можно было изготовить не более 20 см. В начале использовалось ограниченное количество цветов – в основном оттенки зеленого, отсюда и название таких гобеленов – вердюры (от фр. verdures – зелень).
У края гобелена стоит стул с синей подушкой. Такие подушки для преклонения колен можно увидеть в католической церкви. Синий цвет ее уравновешивает синие объемы драпировки стола в правой части картины. Освещенная спинка стула не гармонирует с общим освещением картины. Возможно, Вермееру нужен был какой-нибудь объект, закрывающий большое количество черных и белых мраморных плиток на полу.
Центральное положение занимает фигура сидящей женщины. Ее театральная поза, взгляд больших устремленных вверх, навыкате, глаз, рука, прижатая к груди – все это вызывает непонимание у современных ценителей живописи. Современники Вермеера относились к картине иначе. На аукционе 1699 года она охарактеризована как «сидящая женщина с различными значениями, изображающими Новый Завет, написана пламенно и сильно Вермеером Дельфтским», и была оценена в 400 гульденов. В фигуре женщины видели олицетворение абстрактного понятия, а не конкретное изображение человека, к чему привык современный зритель. Некоторые исследователи считают, что Вермеер изобразил кающуюся Марию Магдалену. На картине Яна ван Бийлерта «Обращение Марии Магдалены от мира к Христу» 1630 г., Мария изображена в такой же позе. На женщине в «Аллегории веры» белое платье с синим лифом, отделанным золотом, брошь (та же самая, что и в «Женщине, пишущей письмо и служанке») и жемчужное ожерелье. Жемчуг - символ целомудрия, белый цвет юбки и рукавов – непорочность и чистоты. Синий – цвет непостижимости тайны и глубины откровения, золотой – сияния Божественной славы. На ногах у женщины «античные» сандалии, напоминающие современные «флип-флопы» или вьетнамки. Одной ногой она опирается на глобус, в полном соответствии с «Иконологией» Чезаре Рипы, которая гласит: «Вера изображается в виде сидящей женщины, которая весьма благоговейно держит чашу в правой руке, а левой опирается на книгу, лежащую на незыблемом краеугольном камне, означающем Христа. У ног ее мир. Она одета в небесно-голубое с темно-красной накидкой платье. Позади камня лежит пораженная змея и поверженная смерть со своими стрелами. Поблизости лежит яблоко, причина греха. Позади нее на гвозде висит терновый венец(.).." Перевод «Иконологии» на голландский вышел в 1644 году, Вермеер, без сомнения, знал эту книгу, и несколько раз использовал эмблемы Рипы в своих картинах. Нога женщины расположена на Азии, к зрителю повернут Индийский океан с картушем принца Мориса Оранского-Нассау (1567-1625), штатгальтера Голландии.. Интересно, что надпись на глобусе прописана очень тщательно, а текст книги, лежащей на столе, обозначен двумя серыми широкими полосами и отдельными точками. Глобус изготовлен в мастерской Йодокуса Хондиуса в 1618 году. Тот же глобус изображен на картине «Географ». Правая рука женщины прижата к сердцу – жест, означающий, что истинная вера живет в сердце. Левой рукой она облокотилась на импровизированный алтарь – стол, покрытый синей тканью. На алтаре лежит большая открытая книга с золотыми застежками – Библия или служебник, книга, описывающая полный обряд мессы.
Католическая церковь не могла обойтись без распятия. И распятие черного дерева с золотой фигурой Христа ярко выделяется на фоне желто-оранжевой ширмы в правой части картины. Возможно, что это – то самое распятие черного дерева, которое упомянуто в посмертной описи имущества художника. Напоминанием о мучениях Христа между распятием и книгой лежит терновый венец. Как и текст в книге, он прописан весьма условно. Вермеер незадолго до этого настолько подробно изобразил текст в книге на картине «Астроном», что исследователи смогли определить, какая это книга и найти ту самую страницу, на которой она открыта. Здесь художник явно пошел по пути упрощения и абстракции. Кроме книги, распятия и тернового венца на столе стоит чаша для причастия. При детальном рассмотрении видно, как художник с помощью мелких точек передает рельеф чаши. Под книгой со стола свисает епитрахиль (надеваемая на шею длинная широкая лента, украшенная золотым шитьем, символ благодати), свободный конец которой украшен золочеными бусинами (видны при сильном увеличении). Все эти предметы изображены на контрастном фоне – белые листы книги на синей ткани, золотая чаша – на фоне черной рамы картины, висящей на задней стене, распятие на фоне золоченой ширмы. Кожа с золочением как дорогое стенное покрытие использовалось в домах обеспеченных бюргеров, и позволяло уменьшить сырость оштукатуренных стен. Подобные панели можно увидеть в картинах других художников (Хендрик ван дер Бурх, «Веселая компания за столом» ). Такая богатая отделка плохо вязалась с традиционной аскетичностью голландских интерьеров. В описи имущества Вермеера, сделанной после его смерти, значилось 7 метров такой отделки. Стена, покрытая тесненной с золочением кожей, присутствует и на заднем плане в картине «Любовное письмо».
Импровизированный алтарь стоит на возвышении, как и положено в церкви. Подиум покрыт ковром (или гобеленом). Ковры в XVII веке стоили довольно дорого, поэтому на полу их можно было увидеть только в исключительных ситуациях, например, в церкви. Обычно ковром украшали стол или стену. Картина на заднем плане - упрощенная версия «Распятия» Якоба Йорданеса, находящаяся в настоящее время в Антверпене. В отличие от оригинала, Вермеер не изобразил Марию Магдалену у ног Христа и человека на приставной лестнице. В описи имущества тещи художника, Мария Тинс от 1676 года значилась «большая картина с изображением распятия». Возможно, изображена именно эта работа. Два распятия – одна на картине на заднем плане и втрое на столе наводит на мысль, что картина могла быть была заказана орденом иезуитов, для которых факт распятия Христа был центральным событием Священного писания. С потолка на синей ленте свисает большой стеклянный шар. Согласно «Иконографии» иезуита Виллема Хенсия стеклянная сфера – символ человеческого разума. Подобно тому, как небольшая сфера может отразить весь мир, так и разум человека, как бы мал он не был, может познать вселенную. (То, что современному зрителю стеклянный шар напоминает мыльный пузырь – интересная, но не единственное трактовка). Если присмотреться, то в стеклянном шаре можно увидеть отражение окон и световых бликов на полу мастерской художника. Женщина изображена меж двух сфер – глобуса, как сферы земной и стеклянной, как сферы небесной.
На пол брошено надкусанное яблоко, символизирующее грех. Женщина находится не одна в комнате. Вермеер до этого только один раз написал животное – собаку в «Диане», в этот раз он изобразил змею как символ зла вообще и ереси в частности. Змея придавлена большим камнем, который напоминает о словах Христа, сказанных апостолу Петру: «Ты - Петр (камень), и на сем камне Я создам церковь Мою». Налицо победа добра над злом, истинной веры над искушением. Кровь, вытекающая из пасти змеи – единственное красное пятно в картине – ярко выделяется на фоне голубых прожилок мрамора на полу.
Большое количество католических символов, в том числе иезуитских, позволяет предположить, что картину заказывали для обеспеченного католического дома или для ордена иезуитов. Если сравнить «Аллегорию веры» и «Аллегорию живописи», видно, что изображен один и тот же интерьер. Черно-белые плитки пола, потолочные балки, гобелен, закрывающий левую сторону картины, стул у нижнего края занавеса. Похоже, что заказчик картины, под впечатлением «Аллегорией живописи», просил Вермеера написать похожую картину. Темой картины должна была стать интерпретация Веры Чезаре Рипы.
К сожалению, ничего не известно о первом владельце картины. Благодаря исследованиям Джона Монтиаса можно предположить, что им был Мхаэль ван дер Дассен (1600-1681), богатый католик, который жил в той же части города, что и Вермеер. Он финансово поддерживал женский католический монастырь в Дельфте, где жили три его сестры. Сохранилась картина, изображающая семью Дассен, на заднем плане которой – стена с живописными полотнами. Сын Дассена, Отто, стал священником. Он был на 3 года старше Вермеера и мог консультировать художника при создании «Аллегории веры». Как бы то ни было, к 1699 году картина появляется на аукционе в Амстердаме. Продается она за 400 гульденов после смерти владельца, банкира и протестанта Германа Стоффелц ван Сволла. Покупатель неизвестен. Второй раз картина появляется на торгах уже в 1718 году, тоже в Амстердаме. Цена картины стремительно падает. Если в 1718 году ее купили за 500 гульденов, то в 1735 продают всего за 53. В начале XIX века картина находилась в собрании австрийского коллекционера, она изображена на картине Фердинанда Валдмюллера «Портрет картографа с женой» 1824г. Затем картина переезжает в Москву, и до 1899 года находится в коллекции Дмитрия Щукина, правда, как работа Эглона ван дер Неера. Щукин продал картину берлинскому диллеру, у которого «Аллегорию веры» за 700 марок купил голландский коллекционер Абрахам Бредиус. Он же и установил авторство Вермеера. Бредиус, хотя и гордился покупкой, но картина ему никогда не нравилась. Он поочередно отдавал картину для экспозиции в музеи Маахстрихта, Гааги и Роттердама, и, наконец, продал ее в 1928 г. Михаэлю Фрайдсему, который и передал «Аллегорию веры» в музей Метрополитен в 1931 году.
Картина написана на льняном холсте, предварительно проклеенном. Подрамник оригинальный. Серо-коричневая грунтовка состоит из мела, свинцовых белил и умбры. Первоначальный набросок сделан углем, следы которого виды в месте схода пола и стены.
Дальше
Назад
К картинам
Русский след
Картина с изображением "Аллегории веры"
|