Спящая девушка 

1657 г., холст, масло, 87,6 х 76,5 см, Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Тема наслаждения вином вновь появляется в композиции со спящей молодой женщиной. За столом, покрытым тяжелым восточным ковром, передний край которого образует живописно загнутый треугольник, лицом к зрителю сидит молодая девушка, склонив голову на правую руку. На столе стоит блюдо с фруктами, кувшин и два бокала. Маленький бокал, более подходящий для молодой женщины, почти пуст. Опрокинутый кубок, более подходящий для мужчины, изображен у кувшина с вином. В складке ковра можно рассмотреть два столовых прибора – нож лежит ручкой к углу картины и вилка, которую почти скрывает блестящая ткань. Если судить по дорогому платью, речь идет не о служанке, а о хозяйке дома. (В те времена, в отличии от современной живописи, художники не всегда указывали названия картин, справедливо полагая, что и так понятно, что изображено. Но в данном случае, исследователи расходятся в названии картины. В некоторых вариантах оно звучит как «Спящая служанка») Если многие живописцы стремились наполнить свои холсты различного рода предметами и действующими лицами, Вермеер ограничивает их число до минимума. Рентгеновское исследование показало, что автор в ходе работы записал ранее существовавшие детали: так первоначально в дверном проеме можно было увидеть собаку, а в соседней комнате – мужчину. То, что Вермеер исключил эти разъясняющие детали, лишило картину прямолинейной однозначности. Поза спящей женщины не столь проста, как кажется. С одной стороны, в такой же позе изображена Мария на более ранней работе «Христос в доме Марии и Марфы», однако более правдоподобно связать ее с традицией изображения Лени. Средневековая теология характеризует лень как грех. В то время, когда в обществе установился строгий, аскетический нравственный кодекс поведения, попрание подобных правил хозяйкой дома рассматривалось как нарушение закона, установленного Богом. Лень полагалась следствием пьянства. Ян Стен в своем полотне «Последствия неумеренности» изобразил женщину, заснувшую от выпитого вина. Сон и пренебрежение обязанностями приводят к тяжелым последствиям: дом встает с ног на голову, дети позволяют кошке лакомится паштетом, служанка поит попугая вином, в саду парочка предается любовным утехам. Священный покой и уют нарушены. В творении Николаса Маса «Ленивая служанка» мотив лени обращен к низшим слоям общества: опьяневшая служанка не может исполнять свои обязанности, посуда разбросана по полу, кошка стащила общипанную курицу. Вермеер связывает опьянение женщины с адюльтером, на что указывает не только записанная фигура мужчины, но и картина на стене. Художник воспроизвел одно из произведений Цезаря Эвердингера с изображением Эроса с маской. На эротический аспект сцены указывает и блюдо с фруктами («плодами зла»). Уже в этом творении Вермеер ориентирует пространство (и это станет характерным для большинства его интерьеров) параллельно плоскости холста, что видно в расположении стен комнаты или стола, которые приближены к краю картины. Эта картина – самая ранняя жанровая сцена, изображенная Вермеером. Коричневые и глубокие красные тона, необычная организация пространства напоминают картины Николаса Майса, но, в отличие от последнего, Вермеер не дает моральной оценки происходящему, не объясняет его. Записав фигуру мужчины на заднем плане, художник оставил зрителя наедине со спящей женщиной в полутемной узкой комнате.

К картинам
Картины современников
Предыдущая картина
Следующая картина
О коврах



Hosted by uCoz