|
Дама в красной шляпе | |
1666-1667 г., Дерево, масло, 23 х 18 см, Национальная галерея искусств, Вашингтон
|
Небольшое полотно позволяет оценить мастерство художника в изображении взаимодействия цвета и света. Фигура женщины в несколько экзотическом одеянии и экстравагантной шляпе расположена очень близко к зрителю. Она опирается правой рукой на спинку стула, украшенного волютами и резными львиными головами. Пространство ограничивает гобелен за спиной героини. Богатство красок – роскошный синий цвет накидки, пламенеющий красный шляпы, зеленоватые и розовые тона лица, подчеркнутые белизной воротника и жемчужных серег – делают эту картину уникальной среди наследия Вермеера. Это единственная его работа, написанная на деревянной панели. Плотная и гладкая поверхность дерева не впитывает краску, как холст, и поверхность картины получается более блестящей. Возможно, Вермеер решил использовать дерево как основу дабы передать эффект освещенности, каким он виден в «камере-обскуре». Но лицо написано в традиционной манере. На использование «камеры-обскуры» указывает техника «пуантили» со светлыми точками и резким высветлением сгибов ткани. Доминирует освещенный край шляпы, сочетание киновари и краплака, и интенсивность света столь велика, что край головного убора кажется прозрачным. Фиолетовые тона нижней поверхности шляпы, которая находится в тени, гармонируют с синей накидкой. Освещена только левая щека девушки, тень на лице подчеркнута зеленоватой лессировкой, но, как отражение яркого цвета головной убора, красно-оранжевые блики на щеках. Наиболее выразительная часть лица – глаза – остаются в тени, что порождает флер таинственности, призванной заинтриговать зрителя. Блик света на кончике носа, полуоткрытые губы также подчеркнуты бликом. Складки темно-синей накидки подчеркнуты желтым, что делает синий цвет более глубоким. Световые акценты – шляпа, блики света на лице, ярко-белый воротник блузки, жемчужные серьги, складки одежды - очень четко выделяются на темном фоне. Лицо женщины – удлиненное, напоминающее скорее лицо юноши – не встречается на других полотнах Вермеера. Она повернулась к зрителю, рот приоткрыт, как будто она собиралась что-то сказать, но медлит.
В 1696 году на аукционе картину называли «Героиня в античном одежде, чрезвычайно искусно исполненная». Скорее всего, это не портрет конкретного человека, а просто изображение воображаемого женского лица. Создание подобной карты позволяет художнику отвлечься от конкретного портретного сходства, и полностью сосредоточиться на живописи как таковой.
К картинам
Питер Гринуэй и красная шляпа
Предыдущая картина
Следующая картина |