Святая Праксида - спорное авторство Вермеера 

Впервые эта картина появилась на публике в 1969 году на выставке в Музее Метрополитен в Нью-Йорке. Полотно экспонировалось как работа флорентийца Феличе Фиккерелли Рипозо.
Спустя 200 лет после смерти Вермеера никто не знал, сколько его картин сохранилось. Француз Этьен Теофиль Торье-Бюрже, которго так поразила «Улочка» Вермеера, что он решил собрать все картины живописца, первым стал разыскивать его работы. К 1866 году он впервые опубликовал эссе о Вермеере, в котором приписывал ему около 70 полотен. За последующие 100 лет исследований число это уменьшилось наполовину. Скандал с подделкой картин Врмеера Меггереном (см.) заставил настороженно относиться к «вновь обнаруженным» произведениям художника. Поэтому до сих пор остаются сомнения в авторстве «Святой Праксиды». Расшифрованная подпись «Меер копия Рипозо, 1655» скорее предполагает, чем доказывает авторство. Исследование красочного слоя показало различие в пигментном составе «Св. Праксиды» и написанных в то же время «Дианы» и «Христа в доме Марии и Марфы». Ярко-голубое небо было добавлено в 19 веке, хотя сама картина несомненно принадлежит к веку 17. Если она и была написана Вермеером, это – наиболее раннее его произведение, копия полотна флорентийца Рипозо, выполненное, возможно, по заказу иезуитского ордена. В квартале, где в 1655 году жил Вермеер, находилась их миссия, и Святая Праксида пользовалась особым почетом среди последователей Игнациуса Лойолы.
Во втором веке новой эры в Риме в семье сенатора Пуденса (Пуда) росли две дочери - Праксида и Пуденциана. Мать их, Клавдию, обратил в христианство апостол Петр. Сам Пуденс и его дочери тоже стали христианами. Пуденс прятал у себя в доме апостола Петра и построил часовню для собраний христиан, впоследствии был обезглавлен по приказу Нерона как тайный христианин. Дочери его, Праксида и Пуденциана, обмывали тела замученных христиан и хоронили их в базилике, которую построил их отец. Пруденциана умерла в возрасте 16 лет и была похоронена вместе с отцом в катакомбах Виа Саллариа. О Пракседе сохранились упоминания в раннехристианских писаниях V века, и церковь ее имени была построена как раз в V веке. У самого входа в храм в пол вмонтирована мраморная плита с изображением лежащей фигуры, на этой плите Пракседа спала. Рядом, под стеклом, - картина женщины с окровавленными руками; она выжимает губку в стоящий на полу большой глиняный сосуд, до краев наполненный кровью. Предание гласит, что Пракседа жертвовала своим немалым состоянием, чтобы помогать христианским мученикам: по ее приказанию тела казненных подбирали и приносили к ней; она же их обмывала, собирая кровь в священные сосуды, и затем хоронила по христианскому обряду. Это предание подтверждается картиной в абсиде, изображающей Пракседу с окровавленной губкой в руках.

Назад
Следующая картина
Предыдущая картина
О Меггерене и его "Вермеерах"
Св. Праксида Феличе Фиккерелли ("Рипозо"),

Hosted by uCoz