|
Урок музыки | |
1662-1665 г., Холст, масло, 73 х 65 см, Королевское собрание, Дворец Сент Джеймс, Собрание Королевы Елизаветы II
|
Связь между любовью и музыкой является центральной темой этой картины. Действие происходит в богатом бюргерском доме и удалено от зрителя. В углу комнаты, освещенный светом из двойного окна, у стены стоит верджиналь. На нем играет молодая женщина в белой блузе и ярко-красной юбке с черным напуском. Она изображена со спины, но в зеркале над инструментом можно увидеть ее лицо, написанное иначе, чем можно предположить: девушка смотрит не на клавиши, а на молодого человека в строгом черном одеянии с белыми кружевными манжетами и воротником, лента и шпага которого говорят о его высоком общественном положении. В зеркале отражается не только лицо девушки, но и угол покрытого ковром стола, и, что более интересно – угол мольберта художника. Таким образом, он наметил свое присутствие в изображении. Рентгеновское исследование показало, что первоначально голова девушки была сильнее развернута в сторону стоящего мужчины, а мужчина стоял ближе к девушке. Вермеер внес изменения, чтобы сгладить возможное излишне фривольные ассоциации, придав сцене непосредственный характер, что усиливает ее очарование. Композиция тщательно выверена, внесение изменений – так, Вермеер переписал горлышка кувшина, сделав его толще, крышку клавесина – она немного шире справа от девушки, чем слева. Различна и техника, которую он использовал. Кувшин написан тонкими, едва различимыми мазками, в то время как голубая ткань стула – довольно крупными и текстурными. Ковер выписан слоями красной и синей краски по первоначальному охристому тону – так Вермеер передал его тяжелую структуру. Художник размещает в пространстве предметы, расположенные параллельно плоскости картины- потолочные балки, крышку, переднюю стенку и углубление клавиатуры вирджиналя, зеркало и картину, и, наконец, образующий своего рода барьер – угол стола, покрытого тяжелым, свисающим до пола ковром, на котором на серебряном блюде стоит белый кувшин, тот же самый, что и в картинах «Спящая девушка» и «Девушка с бокалом вина». Диагональный орнамент пола говорит о преклонении Вермеера перед правильностью геометрических форм. С середины XVII века философы уделяют все большее внимание геометрии, во времена, когда точные науки переживали свой подъем, она служила мерилом ясности. Геометрия и музыка рассматривались как дисциплины, связанные неразрывными узами, поскольку считалось, что они базируются на законах космологии. Вместе с тем музыке приписывались и терапевтические свойства. Об этом свидетельствует надпись на откинутой крышке инструмента: «Музыка спутница радости и бальзам от страданий». Еще Пифагор считал, что музыкальные гармонии умеряют страсти и могут обуздать аффекты.
На стене висит не только зеркало, но и картина. Видна только треть, но исследователи определили ее как «Римское милосердие», возможно, Матиаса Стромера или Дирка Барбюрена, которая значилась в описи имущества тещи художника, Марии Тинс. Картина написана как копия более известного полотна Рубенса «Цимон и Перо» 1625 г. Валерий Максим (1 в. н.э.), римский писатель времен императора Тиберия, в сочинении «О почтении к родителям» рассказывает о неком Цимоне – старике, ожидавшем казни в тюремной камере и оставленном без пропитания. Тюремщик разрешил дочери Цимона Перо навестить отца. Она накормила его, дав ему свою грудь. Барочные примеры этого сюжета часто являются просто аллегорией юности и старости, нередко с подчеркиванием сексуального подтекста. Позднее эта тема трактуется как моральный пример дочерней любви и почтения.
К картинам
Что и как изображено на картине (реконструкция пространства)
Картина "Римское милосердие"
Предыдущая картина
Следующая картина
Современные вариации на тему картины |