|
Караваджизм
| |
Орацио Джентилески (1563-1639). Лютнистка. 1626
|
Gentileschi, Artemisia (1593-1653) Автопортрет с лютней 1617
|
Караваджо (Микеланджело Меризи) Юноша с лютней. Около 1595
|
Караваджо и его последователи.
Игра на лютне вдохновляла художников и за пределами Нидерландов.
ДЖЕНТИЛЕСКИ (Gentileschi; собственно Ломи, Lomi) Орацио (крещён 9.7. 1563, Пиза, - 7.2.1638, Лондон), итальянский живописец. Представитель караваджизма. Работал во Флоренции, Риме, Генуе, Париже и Лондоне (с 1626). Для произведений Джентилески, исходившего в своём творчестве главным образом из ранних работ Караваджо, характерны лирическая созерцательность, гибкость композиционных построений, прозрачность светотеневых переходов и изысканная красота колорита, основанного на гармонических созвучиях высветленных тонов
ДЖЕНТИЛЕСКА АРТЕМИЗИЯ (Gentileschi, Artemisia) -Как все художницы эпохи, дочь живописца. Ее отец — Орацио Джентилески, принадлежал к школе Караваджо. Мать умерла, когда дочери было двенадцать. В 1612 она была обесчещена флорентийским художником Агостино Тасси, работавшим вместе с ее отцом. После семимесячного судебного разбирательства, унизительного и мучительного для Артемизии, Тасси был признан виновным и приговорен к году тюрьмы. Переживания художницы получили выражение в ее наиболее знаменитой работе «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1612—1613). К этому сюжету она несколько раз возвращалась, другие повторяющиеся сюжеты Джентилески — Лукреция, Клеопатра, Царица Савская. Выйдя замуж, художница в том же 1612 переехала во Флоренцию. Работала под покровительством Козимо Медичи II, дружила с Галилеем. В 1621 работала в Генуе, затем перебралась в Венецию, где познакомилась с Антонисом Ван Дейком и Софонисбой Ангиссола, затем вернулась в Рим, а между 1626 и 1630 переехала в Неаполь. В неаполитанский период художница впервые получила заказ на фресковую роспись церкви — в городке Поццуоли под Неаполем. В 1638—1641 жила и работала в Лондоне вместе с отцом под покровительствоv Карла I. Затем вернулась в Неаполь, где и жила до кончины.
МИКЕЛЬАНДЖЕЛО МЕРИЗИ да КАРАВАДЖО родился осенью 1573 года в Ломбардии, на севере Италии. Точная дата его рождения неизвестна — возможно, это было 29 сентября, так как в те времена было принято называть новорожденного по имени святого, в день памяти которого он появился на свет. Вызывает затруднения и идентификация места рождения будущего художника. Им мог быть как Милан, так и расположенный в 30 милях к востоку от него городок Караваджо. Дело в том, что отец художника, Фермо Меризи, занимался строительством при дворе Франческо Сфорца, маркиза ди Караваджо, а тот, в свою очередь, жил на два дома — основная резиденция Франческо находилась в Милане, но время от времени он переселялся и в Караваджо, свою родовую «вотчину». Микеланджело родился в семье первым (за ним последовали еще три его брата и сестра). Социальное положение его отца и родственников позволяет предположить, что мальчик получил очень приличное образование. Один дядя нашего героя был священником, по этой же дороге пошел и один из его братьев. Священство же, как известно, в ту далекую эпоху было самым просвещенным социальным слоем. До четырех или пяти лет Микеланджело, по всей видимости, жил в Милане, но эпидемия чумы, разразившаяся в 1576 году, заставила семью вернуться в Караваджо. Этот побег оказался спасительным для всех членов семьи, кроме ее главы. В октябре 1577 года Фермо Меризи умер. Следующим событием в жизни Микеланджело стало его поступление в апреле 1584 года в ученики к миланскому живописцу Симоне Петерцано. Современники знали этого мастера очень хорошо, но сейчас он практически забыт. Если допустить, что подросток кончил полный четырехлетний курс обучения у Петерцано, то он должен был получить официальное звание художника в 1588 году. В 1590 году умерла мать Микеланджело. В мае 1592 года наследство родителей было поделено между их четырьмя детьми один брат умер в 1588 году). Доля Караваджо оказалась достаточной для того, чтобы обеспечить ему несколько лет благополучной творческой жизни. Похоже, сразу после получения своей доли наследства он покинул родной город. Молодого художника манил к себе Рим, где он вскоре и объявился. Известно, что Караваджо «усердно занимался» в Милане, но «время от времени допускал экстравагантные выходки, вызванные его пылким темпераментом». Писатель Джованни Беллори, предположил в своем сборнике биографий художников, что переезд Караваджо в Рим был связан не только с желанием попасть в центр тогдашней художественной жизни, но отчасти с его «несдержанным нравом, повлекшим неприятности, из-за которых он был вынужден покинуть Милан». Согласно некоторым свидетельствам, этими «неприятностями» стал инцидент, приведший к тому; что художник то ли ранил, то ли убил человека. Подобные «сюжеты», обусловленные страшно вспыльчивым характером Караваджо, отныне не раз будут повторяться в его жизни. Первое время он испытывал трудности. Чтобы не умереть с голоду, ему приходилось браться за любую работу. Нужда отступила, когда он в качестве подмастерья попал в мастерскую Джузеппе Чезари (другое имя этого художника — Кавалер д''Арпино). Ныне фрески Чезари кажутся скучными и излишне формальными, но в те времена работы мастера пользовались повышенным спросом. Впрочем, с Чезари Караваджо сотрудничал недолго. Несчастный случай прервал это сотрудничество — молодого художника лягнула лошадь, и он угодил в больницу. Оправившись, Караваджо решил работать самостоятельно. В середине 1590-х годов несколько его картин увидел кардинал Франческо дель Монте, который и стал покровителем художника. Дель Монте отличался разносторонними интересами. Он дружил с Галилеем, хорошо знал музыку, театр и живопись. Приблизительно в 1597 году кардинал принял Караваджо к себе на службу, определив ему достойное жалованье. При кардинальском дворе художник провел следующие три года. Благодаря дель Монте Караваджо сумел получить свой первый крупный заказ. Художническое «реноме» Караваджо после этого значительно выросло, и на него посыпались новые престижные заказы.
Персонажи картин Караваджо выглядели вполне реальными, земными, опровергая идеализированные стандарты, принятые в тогдашней религиозной живописи. Многие современники Караваджо были очарованы мощью его таланта. Впрочем, находились и оппоненты — они считали недопустимым изображать святых столь «приземленно» и «бесцеремонно». Так, в 1602 году созданный Караваджо алтарный образ «Святой Матфей и ангел» заказчики отвергли по причине его «неприличия». В мае 1606, после ссоры во время игры в мяч и убийства на дуэли участника ссоры, был вынужден бежать из Рима в Неаполь, откуда в 1607 перебрался на остров Мальта. Здесь, вступив в конфликт с могущественным вельможей, был брошен в тюрьму, бежал на Сицилию. В 1608—1609, преследуемый наёмными убийцами, подосланными тем же вельможей, скитался по городам Сицилии и южной Италии, в 1610, рассчитывая на помощь римских покровителей и прощение папы, отправился в Рим. По дороге был по ошибке арестован испанскими таможенниками, затем продолжил путь и в городке Порто д’Эрколе умер от малярии в возрасте 39 лет. Бурная и драматическая жизнь Караваджо соответствовала бунтарскому духу его творческой натуры.
Назад
|