Любовное письмо 

Вермеер "Любовное письмо" 1669-1670
холст, масло 44 х 38,5 см Государственный музей, Амстердам

В последние 10 лет своей жизни Вермеер уделяет все меньше внимания мелким деталям, появляется тенденция к абстракции. Но остается безукоризненно выстроенная композиция картины. И композиция этой работы действительно загадочна. Передний план картины – затененная комната, слева на стене висит карта, справа стоит стул, на нем – ноты. За занавесом – дверь в другую, ярко освещенную комнату. В этой комнате служанка принесла письмо сидящей на стуле у камина молодой женщине. Стена слева параллельна взгляду, справа – перпендикулярна, т. е. вход в комнату находится в углу. Необычно, но возможно. Или же – в углу комнаты между стулом и картой за занавесом стоит высокое узкое зеркало, в котором отражается действие, происходящее за спиной у художника (зрителя). Обе варианта возможны. Точка схода перспективы находится у спинки стула, на нее указывает нижний край карты и ручка метлы. Вермеер как бы уводит взгляд от происходящего в освещенной комнате. Занавес, стоящие на пороге тапочки, метла – все это создает некой барьер между зрителем и действием, сохраняет интимность происходящего и даря нам редкую возможность подглядеть сцену из чужой личной жизни. Повествовательные сюжеты характерны были для раннего периода творчества художника, но, достигнув полного расцвета своего таланта, и, видимо, переживая некой творческий кризис, Вермеер вновь обращается к некой бытовой истории. Тема картины – любовное письмо, а так же предметы интерьера – карта на стене, метла, тапочки на пороге, цитра - традиционны для жанровой картины. Музыкальный инструмент, как ноты, лежащие на стуле в правой части картины являются метафорой гармонии между влюбленными. Письмо, которое держит служанка, несомненно, от возлюбленного, который в данный момент далеко от дома – на это намекают картины за заднем плане. Одна изображает опушку леса в стиле Адриана ван де Вельде (природа как единственный свидетель любовных страданий), другая – корабль в море (символ разлуки и превратностей моря любви, но голубое небо обещает благополучное возвращение путника). Письмо – вестник любви. Нидерланды были одной из самых грамотных стран Европы (религиозное течение кальвинизм подразумевало, что верующий должен сам читать Библию), почта работала довольно хорошо, но зачастую доставку особенно важных сообщений поручали слугам. Интересны выражения лиц изображенных женщин. Улыбка служанки, когда она смотрит на сидящую хозяйку, показывает ее некоторое превосходство. Хозяйка явно удивлена, она неуверенно смотрит вверх на служанку, ее приход почти напугал женщину. Что это за письмо? Неужели то самое, которое так долго ждали? Любовные переживания заставили даму явно пренебречь своими обязанностями – на полу у самого входа в комнату стоят брошенные тапочки (они обычно одевались только в спальне и совершенно не к месту в комнате для гостей, где действие и происходит). Брошена метла (тоже символ женского начала или указание на некой магический подтекст), на стуле в беспорядке лежат ноты. Корзина для белья (подобную Вермеер изобразил в первоначальном варианте «Молочницы», но позже записал) и подушка для вышивания (она же изображена в «Кружевнице») – все оставлено без внимания. Хозяйка дома, все в той же любимой Вермеером желтой кофте с горностаем и желтом шелковом платье, сидя на стуле у камина, только что играла на цитре. Цитра, внешне очень похожая на лютню, имела ряд принципиальных отличий. Струны у нее были из тонкой проволоки, играли на ней плектром, звук похож на звучание банджо или клавесина. Играть на цитре очень сложно, требуется виртуозность исполнения, но она звучит громче, чем лютня, и более подходит для танцевальных мелодий. Специально для цитры писались пьесы и песни, особенно популярными были французские и итальянские. В то время ноты не разделяли по инструментам – они издавались одинаковые для всех инструментов. Именно такие ноты лежат на стуле в правой части картины. Музыкальные эксперты, изучив изображение, пришли к выводу, что они не составляют мелодии, это просто беспорядочное изображение нотных знаков. Случайно ли это или намеренно, неизвестно. Возможно, что Вермеер, часто изображающий музыкальные инструменты, сам играть на них не умел, и не был знаком с нотной грамотой. Кто именно изображен на картине, сейчас уже невозможно сказать с определенностью. Скорее всего, кто-либо из семьи художника – оплата натурщицам легла бы лишним бременем на бюджет. Желтая кофта молодой хозяйки - скорее всего, принадлежала Катарине, жене Вермеера, она упомянута в описи имущества, составленной после смерти художника. Подобную одежду обычно носили дома, особенно утром, просторный покрой позволял свободно двигаться. Шили такие кофты из плотного шелка, но мех, который выглядит как горностай, чаще был беличьим или кошачьим. Эта же кофта изображена еще на нескольких картинах Вермеера
Кроме кофты, на женщине желтое платье, тоже, вероятно, из шелка (каффы). Подобную ткань делал отец Вермеера. Ярко освещенная поверхность платья написала двумя оттенками желтой краски, контрастирует с затененной, написанной светлой охрой. Лессировка резедовой желтой усилила цвет (резедовая желтая сейчас немного побледнела). Все это обилие теплых желтых тонов подчеркнуто ярко выглядит на фоне лимонно-желтой кофты. Черно-белая плитка пола, скорее подразумевающая, чем воспроизводящая мрамор, тоже неоднократно встречается на картинах Вермеера. Такой пол в доме был показателем несомненной богатства, но скорее был распространен во Франции, чем в Нидерландах, стране, где зима долгая и холодная. Поэтому более уместным для голландского дома был камин, на фоне которого и происходит действие. Выложенный плиткой, однотонной, как в данной случае, или изразцовой, как в других картинах современников Вермеера, он, как правило, располагался в главной зале дома, комнате, предназначенной для приема гостей и для взрослых членов семьи. Дети сюда не допускались. Но и комната, откуда художник наблюдает происходящее, тоже довольно хорошо обставлена. Стул, на котором лежат ноты, гобеленовый занавес, карта на стене – все это дорогие и нарядные предметы интерьера. Карту, подобную этой, можно увидеть в картине «Офицер и смеющаяся девушка» и «Дама в голубом, читающая письмо». Она была впервые составлена Бальтазаром Флоризом ван Беркенроде в 1620 году, с 1621 по 1629 год эту карту выпускал издательский дом Вильями Блау. К настоящему времени сохранился только один экземпляр. Карта изображает Голландию и Западную Фрисляндию по оси запад-восток. В то время еще не было общепринятым изображение карт по оси север - вверху, юг – внизу. Тяжелый занавес с цветочным орнаментом, тоже скорее всего, принадлежащий семье художника, также можно увидеть на картинах «Аллегория веры» ( он лежит на полу), «Кружевница» (на столе), но наиболее ярко он изображен в «Искусстве живописи». На спинку стула висит та же желтая с синей канвой драпировка, которую можно видеть на столе в «Искусстве живописи», на голове у «Девушки с жемчужной сережкой» и в «Аллегории веры». Подпись художника хорошо видная за спиной служанки, над корзиной с бельем.

К картинам
Следующая картина
Предыдущая картина

Hosted by uCoz