|
Концерт | |
Концерт, около 1665-1666, холст, масло, местонахождение неизвестно
|
Действие в этой картине отдалено от зрителя, оно расположено в глубине комнаты, на задней стене которой висят две картины – пасторальный пейзаж и часто цитируемая Вермеером «Сводня» караваджиста Дирка ван Бабюрена. У стены стоит клавесин в аркадским пейзажем на открытой крышке. На нем играет сидящая в профиль молодая девушка. Мужчина, повернувшись спиной к зрителю, устроился на косо поставленном стуле и аккомпанирует на лютне ( видна только часть грифа с колками). Женщина ведет голосовую партию. Незадействованные музыкальные инструменты, подобно изысканному натюрморту, появляются слева на тяжелом дубовом столе и на полу. Вермеер отдает предпочтение струнному ансамблю (сюда принадлежат и клавикорды), издавна считающемуся символом музыкальных созвучий и гармоний.
Занятия музыкой в работах современников Вермеера носят всегда определенный подтекст. Музыка ассоциируется с любовью, и в работах Мецу, Стина, Ван Меерца можно увидеть фигуру купидона или какой-либо иной намек на романтические отношения персонажей. Если изображался урок музыки, подразумевалось, что учитель проявляет к ученице не только профессиональный интерес.
Работы Вермеера лишены столь однозначной трактовки. Окружение персонажей указывает на эротический подтекст картины, но сами персонажи остаются отстраненно-нейтральными. Висящая на стене картина Бабюрена «Сводня» тоже объединяет три фигуры, но разница в настроении героев разительна. Картина Бабюрена и мирные пейзажи на стене и крышке клавесина в сочетании с персонажами, погруженными в музицирование, скорее подводят зрителя к весьма распространенному в те времена суждению о том, что музыка усмиряет страсти и создает душевную гармонию. Музыкальные предпочтения самого Вермеера неизвестны, но его современники увлекались французской и итальянской поэзией, издавались сборники баллад на стихи Петрарки, любовная лирика была чрезвычайно популярна.
По своему содержанию картина близка к написанному в то же время «Уроку музыки». Но в этой работе Вермеер менее тщательно пишет передний план, стол, покрытый ковром почти полностью погружен в тень, ярким акцентом выделяется только платье девушки за клавесином, ее белая юбка и уже знакомая по другим произведениям желтая кофта с черной отделкой.
Эта картина – единственная, местонахождение которой в настоящее время неизвестно. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне, где она находилась, представляет собой частный дом, в галереях которого размещены более 2500 предметов искусства, в частности, живописных полотен. «Концерт» Вермеера, приобретенный в Париже в 1892 году за 29000 франков при распродаже коллекции Теофиля Тора, был наиболее ценным объектом. Сегодня на месте картины висит пустая рама с напоминанием о том, что картина была украдена. Рано утром, в воскресенье, 18 марта 1990 года, двое неизвестных, одетых в форму бостонских полицейских, постучали в дверь музея. Служителю, открывшему дверь, была сказано, что полиция проверяет информацию о краже в музее. Неопытный служитель, впустивший «полицейских», был связан и брошен в подвал. 13 картин, в том числе «Концерт» Вермеера, две картины Рембрандта, 5 рисунков Дега, картина Мане были вырезаны из рам. Общая стоимость украденного составила 300 миллионов долларов, за информацию о нахождении картин объявлено вознаграждение 5 миллионов. К расследованию подключились сотрудники ФБР, в распоряжении которых была предоставлена видеопленка камер наблюдения. Результаты дали немного – грабители разбили объектив камеры, на пленке осталась только запись нескольких фраз, по которой было сделано заключение, что это были не американцы. Предполагалась связь воров с ИРА, был арестован арт-дилер, который за определенную сумму и гарантию неприкосновенности обещал вернуть картины, но переговоры зашли в тупик, арт-дилер отбывает срок по другому обвинению и отказался сотрудничать со следствием. Возможно, картина до сих пор находится в чьем-нибудь гараже или лежит свернутая под кроватью.
К картинам
Графическая реконструкция изображения
Работы современников
Предыдущая картина
Следующая картина |