|
Бокал вина | |
1658-60 г., холст, масло, 65 х 77 см, Государственный музей – Прусское культурное наследие – Картинная галерея, Берлин
|
Эта картина – замечательный пример направления в живописи, известном как «дельфтская школа». Тщательно прописанный интерьер, перспектива которого подчеркнута геометрическими плитками пола и рамой окна. Мужчина и женщина элегантно одеты, стол покрыт ковром, на стене – картина в позолоченной раме. Полотно близко по мотиву «Офицеру и смеющейся девушке» (две фигуры, тот же стол, те же стулья с головами львов, открытое окно), но отличается характером размещения персонажей. Они отодвинуты вглубь комнаты. Подобный тип изображения, особенно мотив расположенных в шахматном порядке плиток пола, использовал в своих работах Питер де Хох. Вермеер перенимает удачное композиционное решение. В центре изображения мужчина, предлагающий даме вино. Он держит за ручку белый кувшин, который возникает на многих полотнах Вермеера. Здесь он намеренно представлен в центе картины. На мужчине – светло-зеленая накидка и шляпа, как будто он только что вошел в комнату. Белый рукав рубашки гармонирует с белым кувшином на столе. Молодая женщина поднесла бокал ко рту; подобно маске, он наполовину закрывает ее лицо. Сцена разыгрывается как «гармония» музыкального дивертисмента, что подчеркнуто лежащей на стуле лютней и нотами на столе. Пространство погружено в тень, окно в глубине комнаты закрыто ставней и занавесом, второе окно полуоткрыто. Особый смысл вносит изображение в квадрифолии этого окна, которое служит комментарием к сцене. Там наряду с гербом умершей в 1621 году Жанетье Фогел, состоящей в первом браке с соседом Вермеера Мозесом И. Недервеном, изображен символический мотив, восходящий к иллюстрации в книге эмблем Габриэля Ролленхагена 1611 года. Речь идет о персонификации Умеренности, одной из главных христианских добродетелей. В руках она держит свои атрибуты – наугольник для правого дела и цепь для обуздания страстей. Окно расположено как раз напротив сидящей женщины. Аллегорическая фигура служит напоминанием и предостережением.
В конце 1650-х годов стиль письма Вермеера значительно изменился. Он тщательно прописывает лица и интерьеры, в картинах появляются музыкальные инструменты как более утонченный намек на романтические отношения персонажей. Известно, что эта картина была написала по заказу Ван Рюйвена, который в течении длительного времени оказывал художнику значительную материальную поддержку. Возможно, именно ван Рюйвен посоветовал Вермееру обратиться к изображению сцен жизни высшего общества.
К картинам
Графическая реконструкция картины
Предыдущая картина
Следующая картина |