Вид Дельфта 

1660-1661 г., 98,5 х 117,5 см, Маурицхейс, Гаага

Городские виды в те времена редко предназначались для широкой продажи, большей частью подобные композиции исполнялись по официальному заказу. И за работы, сделанные на заказ, всегда выплачивалась более высокая сумма. В каталоге продажи картин Вермеера от 1696 года стоимость этой картины указана как 200 гульденов. Если реконструировать очертание города того времени на основании плана, составленного в 1649 году Виллемом Блау, то можно точно определить одиночно стоящее здание, из окна второго этажа которого художник видел этот пейзаж. Одному энтузиасту даже удалось найти этот дом и непосредственно эту комнату. Дом сохранился до сих пор, в ранее в нем была мельница и склад.
Композиция в расположенной по диагонали полоской берега канала Схи восходит к типу изображения, который ранее появлялся в картине 1618 года «Вид на Цирикезе» Эсайаса ван де Велде, а впервые подобную композицию в голландскую живопись ввел Питер Брейгель Старший. Но в целом Вермеер в этой работе остается верен своему принципу располагать компоненты изображения параллельно плоскости картины. Картина разделена на четыре горизонтальные части: набережная, вода, город и небо. Слева на набережной стоят мать с ребенком, два элегантно одетых кавалера и дама разговаривают, в центре изображены еще две женщины. Река Схи, которая впадает в Рейн недалеко от Роттердама, разделяется здесь на Новый и Старые каналы. В 1614 году она была расширена, и образовавшееся треугольное озеро служило городской бухтой. В изображении города на первом плане видны стены, мост через Старый канал и построенные в 14 веке Схидамские (в центре) и Роттердамские (справа) ворота. Дом Марии Тинс, в котором жил Вермеер с семьей, находится справа за Новой церковью, но на картине не виден. Отдаленный силуэт Старой церкви виден над горизонтом в левой части картины. Утреннее небо (часы на башне Схидамских ворот показывают 7 часов утра) занимает почти половину полотна. Солнце только встало (из-за правого плеча зрителя). Благодаря облакам над городом, черепичные крыши домов и сами постройки освещены по-разному. Расположенный ближе пояс городских укреплений сильнее погружен в тень, в то время как башня Новой церкви, одна из построек поздней брабантской готики, поражает почти нереальным освещением, приковывая внимание зрителя. Возможно, Вермеер выделял Новую церковь, желая внести в картину некий политический аспект: там с 1622 года находилась созданная Хендриком де Кейсером гробница Вильгельма I Оранского, ставшего в 1584 году жертвой покушения. Нидерландский штатгальтер пользовался особым уважением в Дельфте как герой сопротивления испанской оккупации.
Вермеер старается придать полотну единое тональное звучание. В работе преобладают охристые и коричневые тона, частично усиленные красными и коричневыми акцентами. Считается, что художник писал «Вид Дельфта» с помощью камеры-обскуры, стараясь передать игру света на воде и предметах. Особенно это заметно в изображении рыбачьих лодок в правой части картины. Для усиления эффекта Вермеер даже добавлял песок в охру для придания зернистой структуры и неодинакового отражения света.
Сегодня этот вид несколько выглядит по другому, хотя очертания бухты остались прежними. Нет городских укреплений, обе башни ворот были разобраны в 1834 и 1836 гг. Значительная часть средневековых построек утрачена. Шпиль Новой церкви сгорел в 1872 году и заменен на более высокий нео-готический. Старая церковь сохранилась.

К картинам
"Дельфт" Фабрициуса
Предыдущая картина
Следующая картина
Вид Дельфта сегодня

Hosted by uCoz