|
Дама в голубом, читающая письмо | |
1662-1664 г., холст, масло, 45,6 х 39 см, Государственный музей, Амстердам
|
Картина кажется настолько гармоничным сочетанием цвета и настроения, что трудно себе представить другое композиционное решение. Трудно сказать, как именно Вермеер строил композиции картин, поскольку не осталось набросков или графических работ. Только при рентгеновском исследовании удается проследить, что карта на картине была расположена иначе, что художник изменил силуэт женщины, сделав голубой жакет более просторным. В первоначальном варианте он имел меховую опушку. Молодая женщина в голубом жакете, которые обычно носили дома, и желтом платье с белым воротником, полностью погружена в чтение письма. Она стоит у стола, на котором лежат листки бумаги и жемчужное ожерелье. Голубой цвет жакета повторяется в цвете обивки стульев, такой же стул стоит в комнате в «Уроке музыки». Цвет платья – в цвете большой карты на стене, которая написана почти чистой охрой с добавлением оливкового цвета. Свет падает из окна, которого нет на картине, стул у стола отбрасывает тень на выбеленной стене. Вермеер для изображения тени пользовался не только умброй, как делали его современники, но и ультрамарином, так будут писать тень импрессионисты. Но тень отбрасывает только стул и карта, женщина, видимо, стоит слишком далеко от стены. Картина – та же, что и в «Офицере и смеющейся девушке», Голландии и Северной Фрисляндии, составленная в 1620 году Балтасаром Флорисом ван Беркенроде и изданная Виллемом Янсом Блау. Изображение повернуто по оси запад-восток. Как и спокойное цветовое решение, изображенные предметы передают настроение. Письмо застала женщину за утренним туалетом, о чем говорит жемчужное ожерелье на столе. Два стула и только один персонаж говорят об отсутствии другого человека, карта на стене – о том, что он далеко. Дом, и как здание, и как абстрактное понятие «малой родины» был для голландцев чрезвычайно важен. В XVII веке они много воевали и путешествовали, и, если весь внешний мир принадлежал мужчинам, внутренний мир дома - женщинам. Они олицетворяли собой такие ценности как семья, комфорт, достаток. Женщины в картинах Вермеера появляются в два раза чаще, чем мужчины. Все его творчество посвящено им. Нет ни одной работы с изображением пожилых людей, дети появляются только в пейзажах. Это довольно необычно. Исследователями подсчитано, что около 70% всех изображений людей в классической западной живописи – мужчины, 19% - женщины, и 7% дети. Увлечение Вермеера изображением женщин некоторые склонны считать следствием его «женского окружения» - теща, жена, дочери и как минимум одна служанка постоянно находились рядом. Иногда Вермееру приписывают некую «боязнь женщин» или комплексы, но возможно, художник просто находил женщину более интересным объектом изображения.
К картинам
Работы современников
Предыдущая картина
Следующая картина
|