Работы современников  

Франс ван Мирис "Дуэт" 1658

Питер де Хоох "Концерт"

Герард тер Борх "Молодая женщина с лютней" 1667-1668

Областью профессиональных интересов Франса ван Мириса были главным образом интимные жанровые сцены и картины на библейские темы.
Мирис был уроженцем Лейдена, где и провел всю свою жизнь. Сначала он учился у живописца по стеклу Абрагама Торенвлита, а потом у А. ван Темпеля и Геррита Доу. Последний и оказал на него наибольшее влияние. Геррит Доу был далеко не самым талантливым, но самым модным живописцем в Голландии в 1660—1670-х годов. Выставка тридцати произведений Доу, которая в 1665 году была организована в Лейдене в пользу бедных, — явление необычное для того времени, — свидетельствует об огромной популярности этого живописца. Франс ван Мирис, верный последователь Доу, также увлекается миниатюрной развлекательной живописью, создателем которой был его учитель. И он также добивается славы, став одним из самых высокооплачиваемых художников Голландии. Но если картины Доу носят более дидактический характер, то ван Мирис становится выразителем интересов и увлечений аристократических слоев общества. Его картины отражают реальную жизнь, но жизнь замкнутую, жизнь очень узкого круга людей. У ван Мириса нет ни рембрандтовской трагедии, ни хальсовской страсти, ни терборховской поэтичности. У него все обыденно, буднично, прозаично. И ван Мириса, как и его заказчиков, удовлетворяет это тихое и размеренное существование среди предметов роскоши в богатых интерьерах, украшенных картинами, коврами, красивой мебелью.
Когда ван Мирис пишет свои картины, он старается максимально приблизиться к реальности. И тут художник делает один из своих новаторских шагов. Стремясь преодолеть симметрию и однообразие композиции, типичные для позднего голландского жанра, он употребляет прием фрагментарного изображения. В интерьере -«Уроки музыки» мы видим только часть кресла; часть клавесина, часть дверного проема и часть картины, висящей на стене, но никогда - весь предмет целиком. Такой поистине кинематографический прием встречается только у Вермеера. И действительно, можно обнаружить некоторые композиционные аналогии между произведениями великого мастера и ван Мириса. Их роднит почти математическая точность построения перспективы и продуманность каждого элемента композиции, хотя Вермеер по силе таланта много превосходит лейденского мастера. «Урок музыки» принадлежит к лучшим картинам Франса ван Мириса. В нем меньше, чем в других его произведениях, той холодности и отчужденности, безразличия и бесчувственной объективности. В целом творчество Франса ван Мириса принадлежит последнему этапу развития голландского бытового жанра и выражает собой его упадок. А «Урок музыки» еще хранит следы великого расцвета этого жанра, связанного с именами Вермеера и Питера де Хоха.

Назад

Hosted by uCoz