Астроном 

Вермеер "Астроном"
1668, холст, масло, 50,8 х 46,3 см, Лувр, Париж

В 1667-1668 году человек лет 30 позировал для двух картин Вермеера, посвященных одной и той же теме. Сегодня эти картины называются «Астроном» и «Географ», хотя они не всегда носили эти названия. В 1713 году на аукционе они были проданы как «Работа, показывающая математика, художника Вандер Меера» и «подобная». Несколько лет спустя они появились на торгах под названием «Астролог» и «подобная». Позже «Географ» был назван «Архитектором». Нет сомнения, что Вермеера изобразил человека, посвятившего себя научным изысканиям. «Астроном» представлен без телескопа, но его рука касается глобуса небесной сферы. На шкафу стоит десяток книг, таблица с тремя окружностями – одной большой и двумя маленькими, возможно, это таблица для вычислений, но назначение в настоящее время туманно. Книги, карты, астролябия, циркуль являются неотьемлимыми атрибутами ученого тех лет. Картины носят некий дух стилизации, с непременными драпировками, драматическим контрастом освещения, но Вермеер настолько точно написал эту картину, что по иллюстрации в книге, что лежит перед астрономом, исследователи смогли ее идентифицировать. Это – второе изданние 1621 года трактат «Об изучении и наблюдении звезд» Адриана Метиуса. Она открыта на 111 странице, где повествуется, что для изучения звезд необходимо не только знание геометрии (объясняется, как по расположению звезд определить широту и долготу), использование механических инструментов, но и «вдохновение от Бога». В целом, картина представляет собой компромисс между желаниями заказчика и идеями художника. Некоторые из изображенных предметов Вермееру, скорее всего, пришлось одолжить – циркуль и специальный угольник для измерения высоты предметов (например, с помощью подобного устройства было измерена высота Новой Церкви) или угла стояния солнца. Дата 1669 год, скорее всего, не стояла на оригинале, а была добавлена позже, но картина действительно создана в 1669 году. В этом же году Антоний ван Ливенгук, который был муниципальным контролером качества поступаемого в Дельфт вина, получил должность геодезиста Дельфт. Он же мог позировать для этих картин Вермеера – «Географ» и «Астроном». Изображенный на картинах человек имеет крупный прямой нос и полные губы. Еще одним кандидатом мог быть дельфтский геодезист Йоханнес де Верт, который был ученым в более широком смысле - он читал лекции в школах и проводил занятия в Новой Церкви Дельфт. Хотя некоторые детали интерьера отличаются – витраж в окне, таблицы, ковер на столе – изображена одна и та же комната. Глобусы, изображенные на картинах, парные – они изготовлены в мастерской Йодокуса Хондиса, впервые выпустившей такие глобусы в 1600 году. На нем можно различить созвездие Большой медведицы, Дракона, Геркулеса и Лиры. Рядом с глобусом лежит астролябия – древнейший навигационный прибор, с помощью которого можно определить свое местонахождение – механический GPS. Картина, висящая на заднем фоне, изображает «Нахождение Моисея» также может указывать на необходимость божественного вдохновения. В Деяниях Апостолов Моисей описывается как «познавший все мудрости египетские», включая, разумеется, и астрономию, а так же как «первый географ», поскольку вывел народ израиля из Египта. Неизвестно, принадлежит ли эта картина с изображением Моисея самому Вермееру, но присутствие ее можно истолковать и более прозаично – ученый человек способен повести за собой народ к новой жизни, к «земле обетованной». В XVII веке наука еще не существовала отдельно от религии, поэтому в любых изысканиях она опиралась на промысел божий, будь то наблюдение движения звезд или движения инфузорий в капле воды. Вермеер изобразил и астронома, и географа в просторной робе, напоминающей японское кимоно, - традиционной одежде ученых того времени. Подобную одежду носят ученые на картинах Рембрандта, Бреймера и Доу. Обе картины демонстрируют обычное для Вермеера чувство гармонии и хорошо организованного пространства, хотя есть ощущение, что у художника не лежало к ним сердце. Не исключено, что художник изобразил себя на этих картинах (как и в «Аллегории живописи»), но ему мог позировать и кто-либо из знакомых или соседей. Был ли это Антоний ван Ливенгук, остается под вопросом. Если бы Вермеер писал портрет именно Ливенгука, скорее всего последний был бы изображен с одним из его микроскопов. Но для абстрактной фигуры ученого ( как для музы истории Клио в «Аллегории живописи») подошел бы любой человек, так или иначе занимающийся наукой. Художник не чувствовал себя обязанным передавать портретное сходство. Ливенгуку во время создания картины было 37 лет – приблизительно столько же лет изображенному на картинах ученому. Как уже упоминалось, он получил должность геодезиста Дельфт в год написания картин, и, несомненно, обладал знаниями в навигации и астрономии. Мы располагаем более поздним портретом Ливенгука, написанным Верколье около 20 лет спустя. Изображенный на человек одет в ту же робу, и, хотя черты отдаленно напоминают вермееровских астронома и географа, у него более круглое лицо и нет портретного сходства. Если бы было известно, кто заказывал Вермееру эти картины, или хотя бы имя их первого владельца, можно было бы идентифицировать, кто позировал для них. Но первое упоминание о картинах относится к 1713 году, когда они были проданы на аукционе Адрианом Паетсом, членом городского совета Амстердама и меценатом. Эта картина в 1880 году была приобретена банкиром Ротшильдом в Париже. В 1940 году по приказу Гитлера картина была конфискована, но в 1945 году вновь возвращена семье Ротшильдов и передана Лувру в 1983 году.

К картинам
Следующая картина
Предыдущая картина
Картины современников
Современные варианты картин :)))

Hosted by uCoz