Женщина, пишущая письмо 

Вермеер "Женщина, пишущая письмо"
1665-66 г., холст, масло, 45 х 40 см, Национальная галерея искусств, Вашингтон

Художнику лучше, чем его современникам, удавалось передать грань между покоем и движением, персонажи его картин часто поглощены своим занятием, и только в этот момент отвлеклись. Элегантная женщина сидит у стола. Левой рукой она придерживает лист бумаги, в правой – перо. Она смотрит на зрителя с несколько насмешливым выражением. Как и во многих других своих произведениях, Вермеер оставляет зрителя самому догадываться, чем вызван такой удивленный взгляд героини. Сюжет – женщина за написанием письма – довольно традиционен для жанровой живописи. Нидерланды были известны грамотностью населения, но в XVII веке страна переживала пик моды на ведение дневников, альбомов, в которые, как и в России через 150 лет, записывались стихи; широко путешествуя по всему свету, голландцы поддерживали своих близких письмами, которые быстрая и отлично налаженная почта передавала аккуратно и вовремя. Грамотность давала независимость, и Нидерланды во многом своим экономическим расцветом обязаны были именно появлению поколения самостоятельно мыслящих людей. Написание или чтение писем не было исключительно мужской привилегией. Женщины с увлечением писали и получали письма, и, хотя традиционно считалось, что содержание таких посланий может быть только любовным, новое поколение девушек было лучше образовано, имело более широкий круг интересов и более богатую внутреннюю жизнь. Художник сводит к минимуму изображенные детали, не давая пояснений и намеков, кому и что пишет героиня. Комната погружена в тень, ярко освещена только фигура молодой женщины. На ней желтый сатиновый жакет с горностаевой опушкой, жемчужные серьги, модную в 60-х годах XVII века прическу украшают желтые и белые ленты. Стул, на котором сидит героиня, обтянут кожей и украшен резными головами львов. Стол покрыт синей скатертью, на нем – деревянная шкатулка с серебряными заклепками, прибор для письма и жемчужное ожерелье с желтыми лентами. Такое же ожерелье изображено в «Женщине с весами». Жемчуг Вермеер писал часто, стараясь передать его прозрачность и уникальную способность отражать свет. На стене в темной раме большая картина – натюрморт с изображением виолы де гамба. В описи имущества Вермеера фигурирует похожая картина, «Виола с черепом». Подобные натюрморты на тему «Помни о смерти» были довольно популярны в Нидерландах. Если изображена именно эта картина, то череп явно не виден. Композиция тщательно геометрически выверена, пространство стены за спиной девушки соответствует темному объему стола в нижнем левом углу картины, высота которого в свою очередь равна расстоянию от стола до нижнего края натюрморта на стене. Лицо женщины индивидуально, возможно, это портрет жены Вермеера, Катарины. Однако Катарине во время создания «Женщины, пишущей письмо» было чуть больше 30, а героиня картины намного моложе, ей нет и 20 лет. Полотно по манере исполнения и композиции близко к написанной в это же время работе «Женщина, пишущая письмо, и служанка». Общими являются не только одежда и украшения, но и натюрморт на столе – шкатулка, которую Вермеер изобразил еще и в «Женщине с весами» и серебряный письменный прибор. Подпись Вермеера на нижней раме картины на стене настолько сливается с цветом рамы, что теряется при репродукции.

К картинам
Следующая картина
Предыдущая картина
Работы современников



Hosted by uCoz