Фаянсовый кувшин и китайский фарфор  

В интерьерах Вермеера можно найти много повторяющихся предметов. Скорее всего, это не специально подобранный инвентарь, а стулья, стол, ковры, которыми пользовалась его семья. Учитывая, что Вермеера писал очень медленно, возможно, пользоваться ими можно было не очень часто. Одной из таких вещей является белый кувшин, изображенный в «Спящей девушке», «Бокале вина», «Девушке с бокалом вина», «Уроке музыки». Кувшин, немного видоизмененный, есть в работе «Прерванном уроке музыки», «Молочнице» и «Сводне». Все эти работы считаются ранними. Позже, когда художник от сюжетов соблазна женщины вином перешел к теме женщина и музыка или женщина и письма, кувшины исчезают из его картин. Предположение, что любимый автором белый кувшин могли просто разбить (в семье всегда было много малолетних детей, за которыми сложно усмотреть) кажется, хоть и несколько циничным, но вполне вероятным. Вермеер до конца жизни сохранил любовь к изображению белых округлых предметов – второй его любовью стал жемчуг. Возможность при помощи белого цветового пятна создать цветовое равновесие картины, оттенки белого, отражение на белом – все это могло привлекать мастера. Кроме того, кувшин может быть своеобразной эмблемой Дельфта, известного своим фаянсовым производством. Хотя, по мнению исследователей, кувшин скорее всего был привезен из Италии, в Дельфте делали посуду более простую. В XVII веке в Дельфте существовало более 20 фабрик по изготовлению фаянса. В Европу поступало большое количество китайской фарфоровой посуды, но, поскольку секрет ее изготовления еще не был разгадан, мастера пытались имитировать восточные изделия, используя местную глину. Недалеко от Дельфт было месторождение каолина, который и служил источником сырья. Китайский фарфор с синими орнаментами на белом фоне, характерный для эпохи правления династии Мин, стал очень популярен среди голландцев и в скором времени местные гончары стали имитировать эту технику росписи. Пористая глина, покрытая прозрачной глазурью, шероховатая и землистая в изломе, - это фаянс. Слово "фаянс" - от итальянского города Фаенца, прославившего себя фаянсовым производством. Вероятнее всего, что это искусство пришло туда вместе с арабами - через Испанию, где делали прекрасную испано-мавританскую глазурованную керамику. В Европу эта керамика перевозилась по Средиземному морю через остров Майорку. Предполагают, что от названия этого острова и происходит слово «майолика».
Колоссальный успех дельфтского фаянса в XVII веке основывался на том, что мастера выпускали фаянсовую посуду, чрезвычайно похожую по форме и способу раскраски на модный китайский фарфор. Любопытно, что торговцы и власти, выдававшие патенты, тоже называли дельфтский фаянс фарфором. Плитки, вазы, блюда украшались как многоцветным декором, так и синей подглазурной росписью. Изображались в подражание китайскому фарфору цветущие кусты, фантастические птицы, морские пейзажи, жанровые сценки .
Более тысячи лет назад в Китае пили из нефритовых чашек. Они были очень дороги. После долгих лет поисков и многих неудач китайские гончары сделали материал, который превзошел нефрит своими качествами, оказался доступнее и легче в обработке. Это был фарфор. Еще долго его называли "подражанием нефриту". "Китайский секрет" был секретом сырья. В провинции Цзянси оказались огромные запасы "фарфорового камня" - горной породы, состоящей из кварца и слюды. Фарфоровую массу делали из брикеторованного порошка "фарфорового камня" (пе-тун-тсе) и каолина, придававшего изделию белизну. Каолин имелся в избытке в той же провинции. Массу "вылеживали" не один десяток лет, чтобы они приобрела пластичность. Глазурь составляли из нескольких слоев разной прозрачности, получая особый, матовый блеск. Сосуды из фарфора были в Китае и музыкальными инструментами: постукивание тонкой палочкой об их стенки рождало мелодию.
Широкое проникновение в Европу китайский фарфор началось довольно поздно - в 1508 г. его привезли португальские купцы, в то время как в Индии и на арабском Востоке он был известен давно. Однако самые первые образцы фарфоровой посуды появились в Европе благодаря арабским торговцам еще в XI в. под названием "мартабани". Европейцы особенно ценили "селадоны" - толстостенные блюда и сосуды, покрытые глазурью зеленоватого оттенка. Нарицательное "селадон" относится к XVII в., оно происходит от имени героя романа Дюрфэ "Астрея", Селадона, всегда украшавшего свою одежду лентами зеленоватого цвета. Говорили, что эта посуда меняет свой цвет, если в питье или пищу подсыпан яд. Порой китайский фарфор ценился буквально на вес золота: его продавали по весу. Привозной, редкий фарфор стал драгоценностью. Дамы носили фарфоровые черепки как бусы, на золотой цепочке.
В конце XVII в. во Франции Луи Потера делал изделия, похожие на фарфоровые. Но в их массе отсутствовал каолин - основа фарфора, - а значит, не имелось и многих его качеств, изделия не получались прозрачными. Это был скорее полуфарфор. Китайцы тщательно хранили свой секрет. В Европе точно не знали состава фарфорового сырья. Придумывали всякие примеси, например, к яичной скорлупе - морские ракушки. Толстую ракушку итальянца называли "порчелло". Когда в Европе научились делать фарфор, его долго называли "порцеллином". Петербургский фарфоровый завод - первый в России - так и назывался "порцеллиновой мануфактурой". Не прост был путь к порцеллину. Монах-иезуит д''Антреколь, посланный в далекий Китай из Франции, прислал образцы "пе-тун-тсе" и каолина, но это мало что дало; французы не нашли у себя таких даров природы.
Первым в Европе раскрыл китайский секрет молодой саксонский химик Иоганн Бетгер, которому помог физик и математик Э.Чирнгауз. Произошло это в начале XVIII века. Студент Бетгер сначала был алхимиком. После долгих неудач он стал говорить всем, что действительно нашел золото. Это стоило ему свободы. Саксонский король Август Сильный посадил его под стражу и велел делать золото, столь необходимое королевской казне. Ученый Чирнгауз убедил Бетгера начать поиски состава фарфоровой массы, дал ему нужные наставления и уговорил короля не мешать молодому химику, ибо золото, в конце концов, может быть и белым. Как гласит легенда, ученому помог случай. Во время посещения местного цирюльника его осенило: "Возможно, эта пудра для парика - чистейший каолин!" После этого каолин был обнаружен в Саксонии. В результате Бетгер сделал и представил королю несколько фарфоровых чашечек.
В 1710 г. в Мейсене, в Саксонии, начал работать первый в Европе фарфоровый завод. Владельцем его был Август сильный. Боясь, что у него украдут секрет "золота", он перевел завод в замок. Бетгера и его мастеров охраняли тайные агенты короля. Особо охранялась мастерская, где составлялась фарфоровая масса. Обжигальщики не ведали, как формуются изделия, а формовщики никогда не видели их обжига. Однажды королю донесли, что Бетгер хочет покинуть Саксонию и перейти в Пруссию. Создателя фарфора бросили в тюрьму, где он и умер в неволе. Но помощникам Бетгера все же удалось бежать из королевского плена, и в 1717 г. они сумели наладить производство фарфора в Вене.

К картине "Бокал вина"
К картине "Урок музыки"



Hosted by uCoz