Молодая девушка за верджинелом 

Молодая девушка за верджинелом

30 марта 2004 года аукционный дом Сотбис выставил на торги картину «Молодая девушка, сидящая за верджинелом». Эта очень небольшая работа (20 на 25 см) наконец была признана работой Вермеера. Впервые она появилась на аукционе в Амстердаме в 1814 году. С 1960 года полотно находилось в частной коллекции Барона Фредди Ролина в Блоюсселе, который был безусловно уверен в авторстве «дельфтского сфинкса». Его энтузиазм, однако, не разделяли эксперты. Дело в том, что репутация картины была основательно испорчена, когда в 1947 году фальсификатор Вермеера Меегерен заявил, что «Молодая девушка за верджинелом» - подделка. Судьба картины начала меняться, когда ее решили выставить в Метрополитене (Нью-Йорк) в качестве «приписываемой Вермееру». С 2001 года началось детальное изучение. Выяснилось, что на полотне сосуществуют как минимум 2 живописных слоя. Многие участки, как, например, желтая шаль девушки, были дописаны позднее. Эта шаль написала желтым оксидом свинца, пигментом, типичным для живописи 17 века, но затем полностью вытесненным охрой и неаполитанской желтой. Рецепт краски был забыт, и только в 1941 году восстановлен химиками. При исследовании живописного слоя оштукатуренной стены позади девушки были найдены следы ультрамарина. Натуральный ультрамарин – это растертая в порошок афганская ляпис-лазурь, полудрагоценный камень. Из-за дороговизны пользовались им очень редко, только если нужен был насыщенный темно-синий цвет. Вермеер в своих работах при изображении белых оштукатуренных стен всегда к белой и серой краске добавлял ультрамарин, чтобы передать воздушность среды. Здесь ультрамарин присутствует также в синей обивке стула. Непрямое освещение от источника над левым верхним углом картины так же характерно для работ Вермеера. В тенях на лице девушки нашли пигмент «зеленой земли», более характерной для Утрехтской живописной школы. Но известно, что Вермеер неоднократно использовал эту краску для передачи более глубоких теней на лицах, из-за чего даже считается, что он мог обучаться живописи в Утрехте. Когда химический анализ картины был закончен, смогли высказаться и другие специалисты. Эксперт по костюмам эпохи Рембрандта Марике де Винкель обратила внимание на прическу девушки. Локоны, собранные красно-белой лентой по бокам, были модны только пару лет, с 1669 по 1671 год. Такую прическу быстро сменила другая – волосы собирали в пучок, оставляя только несколько завитых локонов вокруг лица. На другой картине Вермеера, датируемой 1670 годом, «Кружевница», прическа девушки аналогична этой. Поза «Молодой девушки, сидящей за верджинелом» очень похожа на «Женщину, сидящую за верджинелом» из Лондонской галереи. Считается, что эта работа – первоначальный набросок, который позже был дописан другим художником. В частности, был увеличен объем желтой шали, внесены изменения в лицо. Относительно личности этого неизвестного художника тоже существуют предположения. Бенджамин Бинсток в своей книге «Семейные секреты Вермеера» пишет, что им могла быть дочь Вермеера, Мария. Позировала ей ее сестра, Элизабет. Мария, дописывая набросок своего отца, старалась максимально упростить картину – никаких карт и окон, руки музыкантши почти полностью закрыты шалью, на верджинел падает тень, и нет необходимости прописывать детали. Картина получилась почти плоская, если бы не выразительные складки белой шелковой юбки, той же самой, которую Вермеер изобразил на «Гитаристке».
Картину, выставленную на торгах Сотбис 2004 года за 30 млн. купил Стивен Уинн, председатель совета директоров игорной корпорации Уинн Резортс, а через несколько месяцев продал за ту же цену Галерее Лейден, находящейся в Нью-Йорке. Сейчас она находится во временной экспозиции музея Метрополитен.

Предыдущая картина



Hosted by uCoz