Рёмер в голландской живописи  

Питер Клас "Завтрак" 1646 г.

Питер Клас "Натюрморт с крабом" 1644 г.

Питер Клас "Натюрморт с горящей свечой" 1627 г.

Римский бокал (ромер или рёмер) был очень популярен у живописцев 17 века.
Стекло, один из первых созданных человеком искусственных материалов, было изобретено в древности в Восточном Средиземноморье. В качестве материала декоративно-прикладного искусства стекло применялось лишь в периоды экономического процветания, и поэтому история художественно стекла тесно связано с историей каждой цивилизации. Рёмеры были популярны в 16-17 веках не только в Голландии, но и в Германии. Слово Romer означает "римский". Бокал и в самом деле похож на старинный римский кубок на толстой ножке и напоминает о древних традициях германского виноделия — вместе со своим кубком римляне когда-то привезли в Германию и лозу. Помещается в стандартный «рёмер» ровно 250 мл вина. В Голландию бокалы рёмер вошли в культуру через голландских моряков, а само название пришло от датского слова "roemer". Декоративные украшения на ножках были предназначены не только для красоты, но и для практической цели: удерживать скользящий стакан. Ножка полая, она – наследие времен, когда вино не умели фильтровать, и осадок собирался в ножке бокала. Поэтому пропорции бокала сохраняются строго определенными до сих пор.
Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. В каждом художественном центре страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте — из цветов и плодов, в Гааге — из рыбы. В Харлеме писали скромные завтраки, в Амстердаме — роскошные десерты, а в университетском Лейдене — книги и другие предметы для занятий науками или традиционные символы мирской суеты — череп, свечу, песочные часы.
В натюрмортах, относящихся к началу XVII столетия, предметы расставлены в строгом порядке, словно экспонаты в музейной витрине. В подобных картинах дета ли наделены символическим значением. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а виноград — об искупительной жертве Христа. Раковина — оболочка, оставленная, когда то жившим в ней существом, увядшие цветы — символ смерти. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. У художников следующего поколения веши уже не столько напоминают об отвлечённых истинах, сколько служат для создания самостоятельных художественных образов. В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту.
Клас (Claesz) Питер (1597 или 1598, Бург-Штейнфурт, Вестфалия,-похоронен 1.10.1661, Харлем), голландский живописец. Работал в Харлеме. В небольших по размерам полотнах Класа перед нами предстают предметы повседневного обихода, часто скромные и непритязательные. Мастерски передано ощущение внутренней жизни этих вещей, их тесная связь с атмосферой реального быта. Излюбленный мотив Класа -" прерванный завтрак", стол, на котором расположены лимон, хлебец, серебряная посуда, стеклянный бокал. Каждый предмет наделен своим характером, в каждом подчеркнута его структура, его материальная природа. Смятая белая салфетка, румяная корочка хлебца, блеск стекла и серебра - в передаче всех этих мотивов художник достигает большой убедительности.

К картине Вермеера

Hosted by uCoz