Женщина с жемчужным ожерельем 

1664 г., холст, масло, 55 х 45 см, Государственный музей Прусское культурное наследие, Берлин

Молодая женщина смотрится в зеркало, держа в руках ленты от жемчужного ожерелья. Она стоит у стола в угла освещенной солнечным светом комнаты, и ее силуэт выделяется на фоне белой стены. Композиция картины близка к другим работам, но Вермеер придал этому изображению более динамичный характер. Как и в картинах «Женщина с весами» и «Женщина в голубом, читающая письмо», дама поглощена своим занятием. Лаконичный интерьер оживлен только ее присутствием. В левом углу комнаты – окно с витражом, закрытое светло-желтой занавеской. На стене – зеркало, такое же, как и на картине «Женщина с весами». На столе – большая китайская ваза, темно-синяя скатерть, складки которой смягчают строгое пространство деревянной столешницы. На краю стола лежит пуховка и гребень – принадлежности утреннего туалета молодой женщины. У стены – спинка обитого гобеленом стула, второй стул – на переднем плане, спинка и сиденье которого с блестящими шляпками декоративных гвоздей почти повторяют нижний угол картины. На женщине знакомый по другим работам Вермеера желтый сатиновый жакет, украшенный горностаем и желтое платье. Подобный жакет принадлежал жене художника и упомянут в посмертной описи его имущества. Нарядная прическа девушки, украшенная лентами, серьги в виде одиночной жемчужины, подчеркивают ее высокий социальный статус. Жемчуг в европейской классической живописи имеет несколько противоречивую иконографию. С одной стороны, он был признаком тщеславия и кокетства. Но одновременно жемчуг символизировал девственность. В руках у женщины ленты ожерелья. В XVII веке еще не были изобретены ювелирные застежки, и подобные украшения просто завязывались лентами. Желтая занавеска на окне гармонирует с цветом одежды девушки, сочетание желтого и темно-синего придает картине цветовую законченность. Освещенная стена объединяет части левую (окно и занавес) и правую (фигуру девушки) части полотна. Эту работу Катарина, жена Вермеера, держала в своей спальне, и до последнего не хотела продавать после его смерти. Поэтому считается, что на картине - именно она. В год ее создания Катарине было 33, возможно, Вермеер изобразил ее несколько моложе.

К картинам
Работы современников
Предыдущая картина
Следующая картина



Hosted by uCoz