Офицер и смеющаяся девушка 

1658 г. холст, масло, 50,5 х 46 см, Галерея Фрика, Нью-Йорк

Для двадцатилетнего Вермеера тема «мужчина, женщина и вино» стала излюбленной. Картина «Офицер и смеющаяся девушка» - один из лучших подобных примеров. Слева на переднем плане спиной к зрителю сидит офицер в широкополой шляпе. Его профиль едва намечен. Он беседует с улыбающейся молодой девушкой в белом чепце, залитой светом, падающим через открытое окно. Красноречивый жест ее открытой левой руки проясняет характер разговора. В сцене доминирует фигура мужчины, различие в масштабах фигур довольно значительно. В фотографии такой эффект мог быть получен при съемке с близкого расстояния широкоугольным объективом. Черная шляпа и красный камзол выделяются на фоне светло-зеленой скатерти и белой стены. Контраст света и тени мог также подчеркнуть их психологическую противоположность. Освещенная солнечными лучами девушка скорее воплощает собой чистоту, чем порок, но она одновременно и жертва сомнительной авантюры офицера. Обстановка комнаты лаконична, но эти предметы – полуоткрытое окно, стулья с головами льва – уже появлялись в работах Вермеера. Как и желто-черное платье из картины «Девушка с письмом у открытого окна». Несмотря на подобную схожесть, настроение этой работы совершенно иное. Художник мог вдохновится работами Питера де Хоха, в этот же период создавшего несколько жанровых сцен, в которых солдаты беседуют с молодыми женщинами. Взгляд как бы из-за спины одного из персонажей придает неформальность композиции. Зритель как бы случайно подглядывает за происходящим.
Вермеер впервые изображает географическую карту на стене. Как и картины в картине, карта наделена особым скрытым смыслом. Она была составлена в 1620 году Балтасаром Флорисом ван Беркенроде и вскоре затем издана Виллемом Янсом Блау. Латинская надпись позволяет установить, что речь в данном случае идет об изображении Голландии и Западной Фрисляндии, которые, в противоположность современной картографии, помещены не на оси север-юг, а по оси запад-восток. Географические карты были в середине XVII века роскошью, но еще в большей степени они полагались знаком гуманистической образованности. Данное изображение карты и офицера может содержать намек на англо-голландскую войну 1652-1654 гг., в которой адмирал Республики Соединенных провинций Михаил Адриансон де Рейтер одержал блистательную победу.

К картинам
Работы современников
Предыдущая картина
Следующая картина



Hosted by uCoz