Девушка с лютней 

Вермеер "Девушка с лютней"
1664 г., холст, масло, 51,4 х 54,7 см, Музей Метрополитен, Нью-Йорк

В ранних своих картинах Вермеер отделял зрителя от персонажей картин своеобразным барьером, будь то ковер, стол или занавес. Здесь действие происходит так же за своеобразным барьером, усиленным контрастным освещением. Резкий переход от почти черного переднего плана к залитой светом фигуре девушки до Вермеера почти не использовался в западной живописи. Он позволяет придать изображению глубину и объем. Свет из окна падает на лицо девушки, которая, видимо, настраивает лютню. Среди музыкантов существовала шутка, что времени на настройку лютни требуется больше, чем на игру на ней. Лютня своим названием и происхождением обязана Востоку. Ее родителями стали инструмент, на котором играли в древней Месопотамии и арабский ал’ют. Принесенный мусульманами в начале VIII века в завоеванную Испанию, он сразу же нашел почитателей. С началом крестовых походов «луды» привозят в Европу. У лютни короткий корпус, верхняя часть плоская, а нижняя напоминает полусферу. К широкой шейке приделан гриф, разделенный ладами, а головка инструмента отогнута назад почти под прямым углом. Двенадцать струн группируются парами, а звук извлекают как пальцами, так и медиатором. Лютня была наиболее распространенным инструментом для домашнего исполнения. У нее довольно тихий звук, который теряется в большом пространстве. Для этого инструмента существовал огромный репертуар, в основном под аккомпанемент лютни исполнялись песни. В Нидерландах еще в Эпоху Возрождения сложилась полифоническая школа, вобравшая традиции Италии, Англии и Франции. Заложенная Гийомом Дюфаи, развитая Жоскеном Депре и завешенная Орландо Лассо, она оказала большое влияние на развитие музыкальной культуры Европы. Издавалось большое количество нотных сочинений, в том числе мадригалов, баллад и шансон. Несколько сборников нот лежат на столе перед девушкой.
На картине Вермеер вновь использует эффект естественного освещения. Окна в голландских домах были довольно большими и имели 2 пары ставень – нижняя закрывалась снаружи ( как в картине «Улочка»), верхнюю пару можно было закрыть изнутри. Окно, скорее всего, обращено на север. Освещенность северной комнаты не практически не меняется в течении дня, что очень ценилось художниками. Штора на окне позволяет приглушить прямой свет. На переднем плане расположен стул с головами льва на спинке, встречающийся почти на всех картинах Вермеера. Темно-синяя скатерть и массивный стол с резными ножками аналогичен изображенному в картине «Женщина с весами». На полу лежит виола де гамба. Она представляет собой уменьшенную виолончель, с более тонкими семью струнами и тихим, нежным звучанием. По технике игры схожа с гитарой. Исполнитель ставил ее вертикально и зажимал с боков коленями (гамба по-итальянски – колено).Виолу де гамба Вермеер изобразил на 4-х своих картинах, но ни не одной никто на ней не играет. Виола имеет более низкий тон, чем лютня, близкий к человеческому голосу, вместе с лютней они составляют идеальный дуэт. В данном случае виола, как и пустой стул в правой части картины могут подразумевать наличие дуэта. Считалось, что звук одного инструмента может заставить звучать второй, подобно тому, как сердца влюбленных бьются в унисон. Карта на стене предполагает, что тот, кому предназначен второй стул, находился далеко. Стул с синей обивкой, т.н. «испанский», аналогичен такому же в «Уроке музыки». Подобные стулья, обитые не тканью, а кожей, стоили довольно дорого. О богатстве дома говорит и одежда девушки. Нарядная желтая кофта с воротником и манжетами из горностая, жемчужное ожерелье, и, особенно модный элемент – крупные жемчужные серьги. Жемчуг был показателем статуса. Культивированный жемчуг привозили из Венеции, а в Париже только начинали производство искусственного жемчуга – в стеклянный шарик наливали измельченную и разведенную маслом рыбью чешую. Дамы, которые могли позволить себе такие украшения, как правило, знали несколько языков, интересовались поэзией и музыкой На стене – карта Европы, составленная в 1613 году и изданная в 1659 Блау, о чем говорит картуш в левом углу карты. По периметру – текст на латыни, французском и голландском с кратким описанием европейских стран. Лицо музыкантши повернуть к окну и ярко освещено. Неизвестно, кто именно изображен на картине, но эта же модель позировала для работы «Портрет девушки» 1666 года. К сожалению, картина сильно повреждена.

К картинам
Следующая картина
Предыдущая картина
Работы современников
Лютня Караваджо



Hosted by uCoz