Девушка с письмом у открытого окна 

1657 г., холст, масло, 83 х 64,5 см, Государственное собрание, галерея Старые мастера, Дрезден

Талант Вермеера проявился в изображении тех моментов, когда его персонажи чувствуют себя наедине с собственными мыслями. Это очень частные, почти интимные моменты, они, как поэзия, предполагают настроение и чувства, которые узнаваемы, но окончательно не определены. На этой картине девушка стоит у открытого окна, ее мысли полностью поглощены письмом, которое она читает. Ее мир безмолвен. Она изображена в профиль, но лицо отражается, слегка искажаясь, в неровном стекле окна, разделенного свинцовыми переплетами. Отражение лица становится психологическим центром картины. Некоторые аспекты позволяют проследить, насколько тщательно художник работал над композицией. Нижний край рамы, к примеру, направляет взгляд зрителя в спинке стула, которая, в свою очередь, возвращает взгляд к ярко освещенному письму. Открытое окно, стекло, отражающее лицо девушки, отбрасывает легкую тень на стене, возвращая зрителя опять к письму. Наклон блюда с фруктами повторяет наклон головы, а золотистый рукав платья – большого зеленого занавеса. Такое же платье – на женщине в «Уроке музыки», эти картины объединяет еще одна деталь – лица одинаково одетых персонажей можно увидеть только в отражении – окна или зеркала. Стол у окна покрыт турецким ковром, такие ковры можно было часто видеть в интерьерах того времени, чаще всего ими украшали столы, изредка – стены. Под окном стоит стул с резными львиными головами на спинке – довольно дорогой предмет интерьера. Два подобных стула можно увидеть на картине «Спальня» Питера де Хоха. Две драпировки – красный занавес на окне, как явная дань кавараджизму, и большой зеленый занавес справа обрамляют картину. Вермеер уделяет большое внимание тому, как свет падает на различные предметы и освещает различные поверхности. Композиция с расположенным в левой части картины окном потом будет встречаться довольно часто, на ее создание Вермеера могли вдохновить работы Питера де Хоха. Вообще же изображение фигуры у окна, погруженной в чтение письма, которое впервые ввел Рембрандт в «Портрете Яна Сикка», было распространенной темой голландской жанровой живописи.
При работе Вермеер, как и в «Спящей девушке», вносил изменения в композицию картины. Первоначально голова девушки была сильнее развернута от зрителя, что больше соответствовало отражению лица в стекле. На стене была картина «Купидон», аналогичная той, которую можно увидеть в работе «Даме, стоящей за вирджиналем», но позже Вермеер записал ее, как слишком явный намек на содержание письма. Эротический подтекст остался только в изображении блюда с фруктами, яблоки и персики которого напоминают о грехопадении Евы. Натюрморт на столе почти полностью повторяет работу Гиллса де Берга, изображающую блюдо с фруктами и большой бокал «ромер» (по своей форме - широкая чаша на большой полой ножке, украшенной расплавленным стеклом, подобные бокалы восходили к античным образцами, откуда и название – «римский»). Бокал, как картина на стене в окончательной композиции записаны занавесом. Художник потом несколько раз будет использовать этот прием – действие картины происходит за приоткрытым занавесом. Об использовании занавеса в композиции существует легенда. Древнегреческие художники Зевксис и Паррасий поспорили, кто из них искуснее. Зевксис изобразил кисть винограда. Ягоды до такой степени казались настоящими, что птицы прилетали клевать их. Гордый своим успехом, Зевксис пришел к Паррасию. «Где же твоя картина?» - спросил он. «Вон там, за занавесом» - ответил Паррасий. Зевксис хотел отдернуть занавес – его рука скользила по полотну – занавес был нарисован. Зевксис признал свое поражение ведь ему удалось ввести в заблуждение неразумных птиц, а Паррасий обманул своим искусством художника.

к картинам
Бокалы "Ромер"
Натюрморт "Блюдо с фруктами" Гиллса де Брега
Предыдущая картина
Следующая картина



Hosted by uCoz