Пейзажи в "Женщине за верджинелом"  

"Горный пейзаж с путешественниками"

Пейзаж с крышки верджинела

Графическая обработка

Пейзаж в золоченой раме

Вермеер очень часто включал в свои интерьеры произведения других художников. Подобный прием позволял расширить значение картины, не перегружая ее деталями.
Некоторые из этих картин легко узнаваемы, как, например, «Сводня» Бабюрена, изображенная в «Концерте» и «Женщине, сидящей за верджинелом». Картины со «смысловой» нагрузкой, как, например, «Страшный суд» в «Женщине с весами» имеют четко определенное значение и логичную связь с основным полотном. Значение других до сих пор туманно, например, «Нахождение Моисея» в «Астрономе». В «Женщине, стоящей за верджинелом», «Концерте», «Бокале вина», «Любовном письме» и «Гитаристке» на стене висят пейзажи. Считается, что созерцание природы настраивает на романтический лад. Но для исследователей именно эти пейзажи стали камнем преткновения. Если остальные «картины в картине» были идентифицированы довольно убедительно, несмотря на внесенные Вермеером изменения, то работа над пейзажами продолжается.
Георг Вебер, хранитель итальянской живописи в Галерее старых мастеров в Дрездене, давно занимается подобными исследованиями. Именно он установил, что в «Уроке музыки» изображено «Римское милосердие» художника школы Дирка ван Бабюрена, а в «Гитаристке» и «Женщине, сидящей за верджинелом» использован пейзаж дельфтского художника Питера ван Янсена Аша.
При изучении двух пейзажей, изображенных в «Женщине, стоящей за верджинелом», Вебер обратил внимание на их удивительное сходство. Композиция, чередование светлых и темных пятен горных пород, крыши домов, деревья, водопад в правом нижнем углу картин были почти идентичны. Оба пейзажи могли быть основаны на одном произведении. В поисках оригинальной картины Вебер выделил основные ее черты – клиновидная гора справа, на вершине которой находится крепость, снизу – водопад; в центре – долина с домами, слева - высокое дерево с округлой кроной. Многие художники использовали аналогичную композицию, поэтому поиск оригинала представлялся задачей трудной. В дело вмешался случай. Веберу попалась на глаза фотография картины дельфтского пейзажиста Питера Антониса ван Гроеневегена «Горный пейзаж с путешественниками». Исследователь связался с владельцами картины, дилерами Джоном и Вильямом Ян Хогсделер. Когда они прочли письмо Вебера, удивлению их не было границ.
Хотя сходство картин было очевидно, Вебер обратил внимание на ряд несоответствий, когда сравнивал работы. Особенно отличались кроны деревьев в левом углу картины. На пейзаже Гроеневегена изображены несколько сухих ветвей, которые Вермеер заменил на пышную листву, а фигуры путешественников и вовсе не написал.
Для доказательств своей гипотезы Вебер решил использовать некоторые современные технологии. Была заказана серия изображений пейзажей Вермеера с обратным углом и пейзаж Гроеневегена в перспективе. Компьютерное моделирование показало несомненное сходство. В обоих пейзажах доминирует гора с крепостью (а). У подножия - два дома, расположенных один над другим, рядом – мост и водопад (в). Отличия есть в объеме деревьев (с), линия горизонта расположена ниже, отсутствуют изображения людей, а передний план имеет изогнутую линию (д). При проекции картины Гроеневегена на крышку верджинела становится ясно, почему Вермеер изменил композицию. Когда пейзаж проецируется без корректировки, возникает дисбаланс. Горы кажутся слишком высокими, а масса деревьев – слишком прозрачной. Чтобы уравновесить композицию, Вермеер снижает линию горизонта, оставляя больше пространства под небо и убирая «лишнюю» часть ландшафта. Это, в свою очередь, урезало фигуры людей и часть деревьев. Вермеер решил проблему, добавив несколько деревьев в левой части.
Результаты компьютерного моделирования для пейзажа, висящего на стене, еще более убедительны. Здесь Вермеер сосредоточился на правой стороне пейзажа, изобразив только гору и окружающие равнины. Четко определимы водопад и два дома, стоящие один над другим. Нет крепости на вершине горы, а большое здание справа от нее смещено ниже по склону. Две фигуры занимают центральное место на переднем плане. Для сохранения равновесия композиции Вермеер здесь тоже опустил линию горизонта.
Результаты компьютерного моделирования развеяли сомнения Вебера, хотя он предположил, что Вермеер мог использовать как модель один из вариантов «Горного пейзажа с путешественниками», не дошедший до нас. Одно можно сказать определенно: благодаря тому, что художник включил в свою картину два варианта пейзажа Гроеневегена, «Горный пейзаж с путешественниками» будут помнить вечно.

Главная страница
Картина Вермеера
Пейзаж Гроеневегена и информация о нем



Hosted by uCoz