"Кружевница"  

"Кружевница" Василия Тропинина

"Кружевница" Василия Верещагина

"Кружевница" Сальвадора Дали

"Кружевница" Вермеера была источником вдохновения для других художников.
Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) родился в селе Карповке Новгородской губернии. Отец его был управляющим в имении графа А. С. Миниха; будучи крепостным, он получил вольную от своего владельца за хорошую службу, что, однако, не избавило от крепостного состояния его детей. В качестве приданого за дочерью Миниха будущий художник еще в детство перешел во владение графа И. И. Моркова. Последний, несмотря на очевидные художественные способности Тропинина, отдал его в обучение петербургскому кондитеру.

Лишь в юношеском возрасте будущий портретист получил разрешение посещать Академию художеств, в которую, ввиду крепостного положения, был зачислен "посторонним учеником". Обучаясь у С. С. Щукина, Тропинин своими успехами вскоре обратил на себя внимание. Из боязни, что ценители таланта юноши начнут хлопотать об его освобождении от крепостного состояния, Морков не дал ему кончить академического курса и отозвал в имение Кукавку Полтавской губернии. Здесь Тропинин выполнял обязанности лакея и кондитера ,но, кроме того, имел многочисленные заказы на художественные работы, благодаря которым приобретал мастерство и все большую известность как портретист. К 1800 - 1810-м годам относятся написанные на Украине портеты А.Тропининой - жены художника, сына (1818 г), членов семьи Морковых (1810-е гг.).

В 1823 году художник получил наконец свободу и вскоре представил в Совет Академии на соискание звания академика три картины: "Портрет художника Е. О. Скотникова"., "Старик нищий" и "Кружевница" Миловидная девушка, плетущая кружева, изображена в тот момент, когда она на мгновение оторвалась от работы и обратилась взглядом к зрителю, который таким образом оказывается вовлечен в пространство картины. Картина “Кружевница” принесла Тропинину славу мастера женских образов. Картина это так понравилась, что художнику пришлось повторить ее 7 раз (ведь тогда еще не умели делать репродукций). Вся дальнейшая жизнь мастера прошла в Москве.

Крупнейший художник-баталист Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в Череповце в семье помещика. Когда мальчику исполнилось восемь лет, родители отдали его в Малолетний кадетский корпус, по окончании которого в 1853 году он переводится в Петербургский морской кадетский корпус. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. В 1858 году Верещагин начал посещать рисовальную школу петербургского Общества поощрения художеств. О его способностях с одобрением отзывались преподаватели, и сам он мечтал стать художником.

По окончании курса, пробыв не более одного месяца на службе, вышел в отставку и поступил в академию художеств. Получив малую серебряную медаль за эскиз "Избиение женихов Пенелопы" и похвалу академии за композицию, Верещагин, не окончив курса, уехал заграницу. В Париже он поступил в Ecole des beaux-arts и работал под руководством французского художника Жерома. Возвратившись из-за границы, он отправился на Кавказ и некоторое время в Тифлисе преподавал рисование в одном из женских учебных заведений.

В 1864 г. Верещагин был на Дунае и затем снова посетил Кавказ; приехав в 1865 г. в Петербург, он просил академию выдать ему свидетельство в том, что он награжден серебряной медалью и что он путешествовал по Кавказу и Закавказскому краю с художественной целью - что и было сделано. В 1865 г. он опять отправился в Париж и пробыл там целый год, выставил в салоне 1866 г. впервые одну из своих картин. В 1867 г. Василий Верещагин отправился в Туркестан, где состоял при генерал-губернаторе Кауфмане; между прочим, он отличился в военном деле под Самаркандом, за что и получил орден св. Георгия.

Возвратившись из Туркестана, он в третий раз поехал заграницу; частью жил в Париже, частью в Мюнхене. В 1874 г. совет академии, во внимание к его художественным трудам, возвел его в звание профессора, о чем Верещагин и был уведомлен официально; но Верещагин, считая все чины и отличия в искусстве безусловно вредными, отказался от этого звания. Тогда совет академии определил исключить Верещагина из списка ее членов. В Индии Верещагин пробыл два года, а в 1876 году поселился в Париже, где принялся писать картины по этюдам, привезенным из Индии. В следующем году Верещагин отправился на Дунай; там он состоял при Скобелеве и Гурко и получил рану во время пребывания на миноносце лейтенанта Скрыдлова. Затем присутствовал при Плевненской битве и во время кавалерийского набега на Адрианополь исполнял даже должность начальника штаба.

В 1884 г. Верещагин отправился в Палестину и Сирию, продолжая писать этюды. Возвратившись в Европу, он в 1885 - 88 гг. выставлял свои палестинские картины на сюжеты из Нового Завета в Вене, Берлине, Лейпциге и Нью-Йорке. Обладая замечательным талантом, Верещагин является решительным приверженцем реализма в искусстве. Его выставки в России, Европе и Америке возбуждали всегда много толков, а статьи о нем, на разных европейских языках и в том числе на русском, без преувеличения можно сказать, составляют целую литературу. Как литератор, Верещагин известен своими путешествиями и воспоминаниями, как напр., "Заметки, очерки и воспоминания", "Поездка в Гималаи". 31 марта 1904 года Верещагин вместе с адмиралом С. О. Макаровым погиб на броненосце "Петропавловск", взорванном вражеской миной на рейде под Порт-Артуром.

Картина Вермеера
Работы художников XVII века



Hosted by uCoz