Портрет девушки 

Портрет молодой девушки, около 1666-1667, холст, масло, 44,5 х 40 см, Музей Метрополитен Нью-Йорк

В числе картин, упомянутых в каталоге аукциона 1696 года, когда Якоб Диссиус, зять покровителя Вермеера Питер ван Рюйвен продавал свою коллекцию, значатся два портрета кисти Вермеера. Оба они описаны как «портрет молодой особы в старинной одежде, с жемчужной подвеской». Под это определение попадают четыре известных картины художника – «Девушка с жемчужной сережкой», «Портрет молодой девушки», «Девушка в красной шляпе» и «Девушка с флейтой», авторство которой остается под сомнением. Особенно близки по композиции «Девушка с жемчужной сережкой» и «Портрет молодой девушки». Оба изображения написаны на темном фоне, голова портретируемой повернута к зрителю через левое плечо, в левом ухе – жемчужная сережка, с головы спадает желтый шарф. Жемчужная серьга, хоть и меньшего размера, гладко зачесанные волосы с вплетенной вуалью, белая накидка широкими складками закрывает плечи молодой особы, которая сидит, обернувшись к зрителю. Темный фон должен привлечь внимание зрителя к лицу девушки. Современному зрителю больше нравится «Девушка с жемчужной сережкой», но и у этой картины есть несомненные достоинства. Более мягкие переходы тонов, большая выразительность, возможно, что и большее портретное сходство. Некоторые исследователи полагают, что есть общие черты у изображения молодого человека с лютней на картине «Сводница» (считается, что это – автопортрет Вермеера) и у «Портрета девушки». Старшей дочери Вермеера, Марии, в предполагаемое время написания картины было 12 лет, так что возможно, что мы видим ее портрет. Вообще внешность девушки достаточно необычна. Круглое лицо, широко расставленные глаза, скорее предполагают полинезийский, чем европейский тип красоты. Но для Нидерландов XVI века, страны, ведущей торговлю со всем миром, основывавшей фактории от Северной Америки до Австралии, иноземцы, или дети от смешанных браков, не были такой уж диковиной.

К картинам



Hosted by uCoz