Географ 

Вермеер "Географ"
1668-1669, холст, масло 53 х 46,6 см, Штеделевский институт искусств, Франкфрут-на-Майне

Последние две из точно датированных работ Вермеера написаны через 12 лет после «Сводни» и за 7 лет до смерти художника. Еще полдюжины картин, как представляется, близки по стилю к «Астроному» и «Географу». Причем не всегда предположительная дата их создания (а большинство полотен Вермеера имеют только подпись, но не дату) отражает общие черты. Но все они отмечены глубиной цвета, резкими переходами от света к тени. По силе цветового решения обе картины близки к самой яркой работе Вермеера «Девушка в красной шляпе». Цвет и оптические решения превалируют над формой. Это же можно сказать о «Любовном письме» и «Аллегории живописи». Талант художника, несомненно, достиг своего максимума. Впоследствии вдова Вермеера, Катарина, говорила, что в последние годы жизни художник писал очень мало. Действительно, более поздние картины несут некоторый отпечаток упадка, как будто художник постепенно терял интерес к живописи.
В «Астрономе» и «Географе» есть много черт, характерных для всего творчества Вермеера. В частности, естественное освещение из окна в левой части картины, стол, покрытый ковром, картина и карта на задней стене. Художник, несомненно, был знаком с работами современников, в частности, мастерами школы Рембрандта, изображавшими ученых мужей. Поза «Географа» очень похожа на изображение Фауста на знаменитой одноименной гравюре Рембрандта. Но в отличие от других картин, изображавших погруженных в свои дела и самодостаточных женщин, здесь изображен мужчина, занятый напряженным умственным трудом. Он одет в просторную мантию, напоминающую японское кимоно – одежду ученых того времени. Склонившись над пергаментной (возможно, навигационной) картой, развернутой на столе, он, кажется, на минуту поднял голову, чтобы произвести необходимые вычисления. Цируль, который географ держит в правой руке, служил для измерения расстояний, другой измерительный прибор – угломер – лежит на стуле в правой части картины. Стул, стоящий у задней стены, обит гобеленом с растительным орнаментом, на полу лежат несколько свернутых карт, на стене – карта «Морское побережье Европы» Вильяма Янса Блау. Тот же шкаф, изображенный на картине «Астроном», стоит в том же углу у окна. На нем – несколько книг и глобус Йодокуса Хондиуса 1600 года. Его же небесный глобус изображен в «Астрономе».
Обе картины, скорее всего, изображают одного и того же человека. Вопрос, кто позировал Вермееру, остается открытым до сих пор. Существует мнение, что это – Антини ван Ливенгук, известный как изобретатель микроскопа. В действительности, это был выдающийся ученый-самоучка, подробнее о нем можно узнать на специальной странице сайта. Он же мог быть и заказчиком этих парных картин. Но некоторые исследователи считают, что это мог быть другой современник Вермеера – Иоханес де Веерт, картограф, живший в Дельте.
Левенгук и Вермеер не могли не знать друг друга - слишком мал был Делфт, чтобы два известных человека, крещенных к тому же в одной церкви и чуть ли не в один день, не раскланивались друг с другом на улицах родного города. Но два замечательных голландца вполне могли быть и близкими друзьями. Не случайно после смерти Вермеера именно Левенгук был назначен его душеприказчиком.
У художника и ученого явно были общие интересы. Американский исследователь Артур Уилок заметил, что после 1655 года, когда Левенгук увлекся астрономией и навигацией, на полотнах Вермеера тоже появились "методично воспроизведенные карты и глобусы". На картине "Астроном", например, с максимальной точностью изображен глобус звездного неба Йодокуса Хондиуса (он был впервые опубликован в 1660 г.). Можно даже различить несколько созвездий (слева - Большая Медведица).
Левенгука и Вермеера мог сблизить и интерес к оптике. Некоторые особенности работ художника (подчеркнутая перспектива, размытость переднего плана, световые блики, почти квадратный формат) наводят на мысль о близком знакомстве с камерой-обскурой, прабабушкой современного фотоаппарата. Однако Вермеер, если и пользовался ею, то не как простой копировальщик. Он был исследователем. С дотошностью, сравнимой разве что с дотошностью Левенгука, изучающего неведомые "существа", художник изучал, используя новейшие технические достижения, жизнь материи и света, стараясь запечатлеть увиденное.
Левенгук вполне мог позировать для обеих картин, равно как и выступать в роли заказчика. В 1668 году ему было тридцать пять - возраст, вполне соответствующий внешности ученого у Вермеера. Хотя Антони пока еще не прославился своими открытиями в микробиологии, но уже был известен как знаток астрономии и географии.
Сохранился портрет натуралиста кисти Яна Верколье, написанный в 1686 году. Кажется, что ученый с картин Вермеера похож на Левенгука Верколье.

К картинам
Следующая картина
Предыдущая картина
Современные варианты :))))



Hosted by uCoz