Молодая женщина у окна 

Вермеер "Молодая женщина у окна"
1664-1665 г., холст, масло, 46 х 40,5 см, Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Довольно простая композиция – женщина стоит межу столом и полуоткрытым окном и столом – при внимательном рассмотрении позволяет оценить талант Вермеера. Картина проникнута настроением покоя, в ней замечательно передана красота и гармония повседневной жизни; поза женщины динамична, но одновременно спокойна и естественна. Возможно, это только движение, и сейчас она откроет окно и повернется к столу с кувшином, но может быть, она в задумчивости стоит так уже несколько минут. Строгие геометрические линии стола, оконной рамы, карты на столе смягчены фигурой женщины и синей драпировкой на стуле справа, рука, приоткрывающая окно, служит «мостиком» между левой и правой частями картины. Расположенный в левой части источник света, довольно часто встречающийся в живописи того времени, неслучаен. Художник, держа кисть в правой руке, пишет картину от более светлого к темному тону, и тень от его руки не искажает цвета. Зритель, привыкший к чтению слева направо, «читает» картину в этом же направлении. Здесь свет падает из приоткрытого окна, в котором отражается небо. Стекла витража настолько тщательно прописаны, что виды их грани, как и рука женщины, которая держит раму. У окна в первоначальной композиции стоял стул с головами льва, но Вермеер позже записал его. Стол покрыт восточным ковром, но отражение орнамента ковра в бронзовом блюде не совсем соответствует его рисунку. Левый контур блюда подчеркнут красным цветом, что противоречит логике изображения, но придает ему естественность. Контрастные тени кувшина выделяют его на фоне светлой стены и руки женщины. Блики от воды в блюде отражаются в нижней части кувшина, ручка освещена светом из окна. Белым цветом отмечен носик кувшина. Такой кувшин и блюдо, как и резные стулья, упомянуты в описи имущества тещи художника. Рядом на столе стоит шкатулка, аналогичная шкатулку в картине «Женщина с весами». Красный бархат внутренней обивки выцвел, но сохранил свою яркость в углах крышки. Несколько жемчужин и синяя лента позволяют сказать что в шкатулке находится жемчужное ожерелье, это предметы утреннего туалета женщины. Стул с головой льва на спинке и синяя драпировка в правой части картины уравновешивают тень с левой части полотна. Карта первоначально была расположена ниже, в окончательном варианте нижний край ее расположен на уровне шеи женщины. Карты в Нидерландах в то время были не только довольно дорогим, но и довольно распространенным украшением интерьера. Для прочности их наклеивали на полотно, и, подобно гобелену, крепили на карниз. В нижней части карты – такой же карниз, край которого украшен шаром. Карта, таким образом, висела в нескольких сантиметрах от стены. Резной наконечник карниза, как и в картине «Девушка с лютней», находится на уровне шеи героини и возвращает взгляд зрителя к лицу девушки. Интересно, что наконечник написан почти чистым ультрамарином. Ультрамарин и свет являются настоящими героями картины. В XVII веке художники при изображении тени, особенно тени на светлой поверхности, пользовались белой и черной краской. Вермеер впервые в истории живописи для изображения тени смешал умбру и ультрамарин с свинцовыми белилами. Через 200 лет импрессионисты вновь откроют для себя этот прием, позволяющий придать полотну ощущение света и воздуха. Ультрамарином написана юбка женщины, это самое темное изображение на картине. Как и в «Молочнице», контур юбки обведен белой линией, более светлой, чем цвет стены. На героине тот же желтый жакет с черной тесьмой, как и на «Девушке, читающей письмо у открытого окна». Широкой воротник и чепец женщины прописан с замечательной тщательностью и мастерством. Видны все складки накрахмаленной ткани, ткань тонкая, сквозь нее просвечивают рисунок рукавов и контуры прически молодой женщины. Изображение это настолько совершенно, что, если бы от всего наследия Вермеера осталось только эта картина, он уже считался бы одним из великих живописцев. Писать белое на белом попытаются 300 лет спустя, но не смогут превзойти его. Разница в цвете стены и белой ткани – один пигмент, умбра, и талант художника, сумевшего настолько естественно передать освещение и фактуру предметов.

К картинам
Следующая картина
Предыдущая картина
Подробно фрагменты картины
Головной убор женщин Вермеера



Hosted by uCoz